Мировой рекордсмен, летчик-испытатель В.В. Виницкий
Начав свою летную службу в качестве инструктора, В.В. Виницкий воспитал и подготовил целую плеяду пилотов самолетов и вертолетов. После ухода на пенсию он работал летчиком-оператором на пилотажном стенде, участвовал в исследованиях по динамике вертолета. В 1987 году перешел в отделение научно-технической информации ЦАГИ и стал организатором первых в нашей стране конкурсов самодельных летательных аппаратов, проводимых в Крыму.
За заслуги в развитии авиационной техники и мужество, проявленное при испытаниях новых вертолетов, В.В. Виницкий был представлен к присвоению звания Героя Советского Союза, а затем, в связи с его отменой, к званию Героя России. К сожалению, летчик умер, не дождавшись награды.
Новые мировые рекорды вертолетов Ми-1
Новый мировой рекорд был установлен 12 марта 1959 года: летчик-спортсмен ЦАК Ф.И. Белушкин достиг рекордной высоты в подклассе E-1d - 6700 м. К сожалению, об этом и других мировых достижениях на вертолетах Ми-1 мы располагаем только скудной официальной информацией, известны подробности лишь рекордного полета 24 апреля 1960 года, когда летчик Федор Иванович Белушкин установил на Ми-1 новые мировые рекорды дальности и скорости полета.
Для установления мирового рекорда дальности полета по замкнутому маршруту был выбран маршрут Тушино - Калуга - Вязьма - Тушино. Подготовка к рекордному полету началась на аэродроме ЦАК ранним утром 24 апреля 1960 года, несмотря на облачную и ветреную погоду. Главный судья заслуженный мастер спорта Н.М. Голованов опломбировал контрольно-измерительные приборы и горловины топливных баков. Заняли свои места на контрольных пунктах два спортивных комиссара. После команды «Взлет разрешаю!» Ф.И. Белушкин оторвал вертолет от земли. В 8 ч 15 мин он прошел контрольные 1000 м на высоте 300 м и начал полет по маршруту до первого поворотного пункта возле Калуги, а затем взял курс на Вязьму, прошел второй поворотный пункт и полетел в Тушино. Первая половина маршрута была пройдена за 3 ч 37 мин, а весь полет занял 7 ч 7 мин 9 с.
На аэродроме ЦАК в Тушино вертолет встречали спортивные комиссары, спортсмены-летчики и представители печати, радио и телевидения. Все хотели поздравить летчика с успехом - двумя новыми мировыми рекордами: дальности полета по замкнутому маршруту — 1006,596 км и скорости полета по замкнутому маршруту - 141,392 км/ч. Рекорд дальности полета, установленный Ф. Белушкиным, был улучшен 15 мая 1963 года военным летчиком ЦК ДОСААФ А.А. Луценко: новый мировой рекорд составил 1 188,52 км.
Этими рекордами возможности вертолета Ми-1 не были исчерпаны, что доказал еще через три года летчик ЦАК A.M. Аносов. 10 сентября 1966 года он установил рекорд дальности полета по прямой - 1504 км, а 13 сентября - новый мировой рекорд дальности полета по замкнутому маршруту - 1270,076 км.
Но и эти результаты не стали окончательными для вертолета Ми-1. Летчик ЦАК А. Горбачев 27 апреля 1967 года установил мировой рекорд дальности полета по замкнутому маршруту - 1400,632 км, а В. Ларин —мировой рекорд дальности полета по прямой — 1654 км. Следует отметить, что эти рекорды стали абсолютными для вертолетов с поршневыми двигателями в подклассе Е-1d и в дальнейшем не были превзойдены.
Мировой рекордсмен Ф.И. Белушкин
Летчик-спортсмен Центрального аэроклуба Федор Иванович Белушкин пришел в аэроклуб «Метрострой» по призыву комсомола «Молодежь — на самолет!» и навсегда связал свою жизнь с авиацией. Затем было авиационное военное училище в Армавире, которое Белушкин окончил в 1940 году. В годы войны служил в авиационном полку на Дальнем Востоке.
Летчик ЦАК Ф.И. Белушкин после рекордного полета но вертолете Ми-1
После войны и демобилизации летчик возвратился в Москву и начал работать в Центральном аэроклубе, где освоил пилотирование новых самолетов и вертолетов. Здесь стал первым командиром вертолетного отряда. В период с 1958 по 1963 гг. летчики-спортсмены ЦАК установили более 30 мировых вертолетных рекордов, пять из них на вертолете Ми-1 принадлежат самому Ф.И. Белушкину.
В 1960 году Ф.И. Белушкин перешел в ГосНИИ ГА, окончил школу летчиков-испытателей, летал на вертолетах Ми-4, Ми-6, Ми-10 и Ми-10К, участвовал в проведении сложных монтажных работ на строительстве атомных электростанций и в установке мачт линий электропередачи. Он перегонял вертолет Ми-6 на выставку в Японию, где выполнял на нем демонстрационные полеты. Федор Иванович Белушкин помогал многим летчикам и летчицам ЦАК, а затем экипажам летчиц Гражданской авиации готовиться к установлению новых вертолетных рекордов.