Предыдущая Оглавление Следующая

МИРОВЫЕ РЕКОРДЫ ВЕРТОЛЕТОВ МИ-10

Для перевозки тяжелых крупногабаритных грузов не в кабине, а на внешней подвеске на МВЗ сразу же после первых полетов Ми-6 началась разработка (с максимальным использованием основных агрегатов вертолета Ми-6) вертолета-крана В-10. Несущий и рулевой винты, силовая установка из двух ГТД ТВ-2ВМ по 4700 л.с. и трансмиссия были такими же, как у Ми-6, а фюзеляж при такой же длине имел меньшую по размерам грузопассажирскую кабину, в которой могли размещаться грузы массой до 3 т и до 28 человек. Особенностью конструкции вертолета было четырехопорное шасси с ферменными опорами пирамидального типа, позволяющее вертолету «наезжать» на груз.

HelRecHi173.jpg

Вертолет - летающий кран Ми-10

HelRecHi174.jpg

Экипаж вертолета Ми-10 после первых мировых рекордов (слева направо): второй пилот Б.В. Земсков, командир экипажа Г.В. Алферов и бортинженер В.П. Барченков

Первый опытный вертолет В-10, переименованный вскоре в Ми-10, совершил первый полет 15 июня 1960 года, пилотировал его летчик-испытатель Г.В. Алферов. Вертолет успешно прошел летные испытания, однако в мае 1961 года потерпел катастрофу из-за поломки маслонасоса редуктора.

Второй опытный вертолет Ми-10 начал проходить летные испытания в июле 1961 года, а уже в августе участвовал в воздушном празднике в Тушино. Настоящий восторг у зрителей вызвала транспортировка с помощью вертолета специального передвижного дома для геологов. Первые два мировых рекорда на вертолете Ми-10 были установлены 23 сентября 1961 года. Вертолет, пилотируемый экипажем в составе: командир - летчик-испытатель Г.В. Алферов, второй пилот Б.В. Земсков и бортинженер В.П. Барченков - достиг высоты полета 2326 м с грузом 15000 кг и высоты 2000 м с грузом 15103 кг.

Практика эксплуатации вертолетов Ми-10 показала, что большая часть крупногабаритных грузов перевозится на подвеске, поэтому отпадает необходимость в высоком четырехопорном шасси. В 1965 году вертолет Ми-10Р (рекордный) был переоборудован: четырехопорное шасси заменили более легким трехопорным от вертолета Ми-6, газотурбинные двигатели ТВ-2ВМ на более мощные ГГД Д-25В по 5500 л.с. На этом вертолете 26 мая 1965 года экипаж летчика-испытателя В.П. Колошенко достиг высоты 7151 м с грузом 5175 кг, установив два новых мировых рекорда высоты —  7151 м с грузом 2000 кг и 5000 кг.

Через два дня, 28 мая 1965 года, в одном полете на этом же вертолете Ми-10Р четыре мировых рекорда установил экипаж Г.Б. Алферова (второй пилот Г.Р. Карапетян, бортинженер И. Шеин и ведущий инженер Н.А. Генов). В полете была достигнута высота 2840 м с невиданным до этого грузом массой 25 т, причем по правилам FAI засчитывались одновременно и рекорды высоты с грузом 15 и 20 т. А вот для груза 25 т опять пришлось вводить новую графу в таблицу рекордов FAI. Советский рекорд в четыре раза превысил максимальную грузоподъемность нового вертолета-крана СН-54А (S-64А) фирмы «Сикорский». Одновременно экипаж Г.Б. Алферова установил, что было зарегистрировано FAI, рекорд подъема на высоту более 2000 м с грузом 25105 кг.

Новые рекорды Ми-10 довольно сдержанно отмечались в нашей прессе. Краткая информация о событии появилась только в газете «Правда», куда для беседы был приглашен экипаж вертолета.

В июне 1965 года самые большие в мире вертолеты Ми-6 и недавно построенный Ми-10К «коротконогий» демонстрировались на 26-м Международном авиакосмическом салоне в Париже. Участие нашей страны в такой престижной зарубежной выставке стало символом начавшейся в стране «хрущевской оттепели», способствовало расширению международных связей и официальному признанию наших достижений в развитии авиатехники.

Советские вертолеты Ми-6, Ми-10К и Ми-8, пилотируемые экипажами летчиков Ю.А. Гарнаева, Б.В. Земскова, Г,Р. Карапетяна, В.П. Колошенко и Ю. Швачко, прибыли на парижский авиасалон «своим ходом», совершив многодневный перелет. Впервые на салон приехала большая группа вертолетчиков МВЗ, возглавляемая М.Л. Милем, а также главные конструкторы вертолетов Н.И. Камов и И.П. Братухин. Состоялись встречи с американскими вертолетостроителями, которых представлял С.И. Сикорский, сам Игорь Иванович не смог приехать из-за болезни. Сергей Сикорский позже рассказал Марату Николаевичу Тищенко, что отец, ознакомившись с основными характеристиками вертолета Ми-6, сказал: «Этот шаг от Ми-4 до Ми-6... такой шаг - это прыжок через два или три поколения вертолетов».

Предыдущая Оглавление Следующая

Hosted by uCoz