Оглавление

Урок пошел впрок - теперь ударов с малых высот старались избегать. В следующем боевом вылете по складу боеприпасов в Рас Аль-Кулахе (30 км от Кувейт-Сити), который состоялся 18 января, три четверки «Ягуаров» нанесли удар со средних высот. К этому времени авиация и средневысотные ЗРК иракцев особой угрозы уже не представляли. Четыре ракеты AS-30L были выпущены в пологом пикировании с высоты 1200 м на удалении 10 км от цели. Восемь других «Ягуаров» отбомбились 250-кг бомбами с высоты 4500 м. В Рас Аль-Кулахе по данным разведки хранились противокорабельные ракеты ММ-39 «Экзосет». По иронии судьбы французские самолеты нанесли удар по складу ракет французского же производства. Ракеты были захвачены иракцами в качестве трофеев при вторжении в Кувейт в августе 1990 г.

В последние дни войны с «Ягуаров» использовались американские корректируемые авиабомбы с лазерным наведением.

Аналогичные по характеру цели подверглись ударам «Ягуаров» 19 января. Боевые вылеты 20 января отменили из-за песчаной бури. 21 января погода опять приковала «Ягуары» к земле, но на следующий день шесть самолетов пустили ракеты AS-30L по иракским войскам. 23 января восьмерка «Ягуаров» сбросили 250-кг бомбы на артиллерийские позиции. С переходом на бомбометание со средних высот резко упала эффективность «Белуг», эта система оптимизирована для использования с малых высот. Отмечались пуски 100-мм НАР Матра R-3 и полеты на разведку с подвесным контейнером RP-36P, но большинство разведывательных полетов выполнили специализированные «Миражи» F.1CR. «Ягуары»-разведчики летали над Ираком с турецкой базы Инджирлик в рамках операции «Аконит» до 1994 г.

Поначалу в силу давних связей Парижа и Багдада, французская авиация действовала только над Кувейтом, но затем премьер-министр Франции Миттеран санкционировал нанесение ударов по целям, расположенным на территории Ирака, ограничив, правда, полеты двумя боевыми вылетами в сутки. Такое решение было принято после замены проиракски настроенного министра обороны Шевенеменя Пьером Жоксом. Жокс настоял на географическом расширении операций французского контингента в Заливе.

Jaguar020.jpg

Британский "Ягуар" GR. 1 на авиабазе Брюгген в ФРГ

Jaguar021.jpg

Британский "Ягуар" взлетает с немецкой автострады с бомбовыми контейнерами BL-755

Первый вылет непосредственно по Ираку состоялся 24 января — удару «Ягуаров» подверглась колонна техники иракской Республиканской гвардии. С 26 января стали практиковаться комбинированные операции - ударные «Ягуары» работали в связке с разведчиками «Мираж» F.1CR. В первом вылете пара «Миражей», оснащенных более совершенными навигационными комплексами, чем «Ягуары», вывела шестерку ударных самолетов на расположенные в южном Кувейте командный пункт и артиллерийские позиции иракской дивизии. «Ягуары» начали выполнять периодические налеты на города Таллил, Шайба, Джалиба.

До конца войны «Ягуары» выполнили 615 боевых вылетов общей продолжительностью 1088 часов, самолеты совершили 185 контактов с танкерами KC-135FR. За время операции «Буря в Пустыне» с французских «Ягуаров» было выпущено 60 ракет AS-30L, вероятность поражения целей ракетами составила 80%.

Одновременно в Саудовской Аравии базировалось 28 «Ягуаров», всего там побывало 35 самолетов.

ЕЕ ВЕЛИЧЕСТВА «ЯГУАР»

Королевские ВВС Великобритании заказали, как и ВВС Франции, 200 самолетов - 165 боевых GR.1 и 35 учебно-боевых Т.2, но позже дополнительно для использования в испытательных целях были заказаны еще три «спарки», последнюю из которых промышленность сдала заказчику в 1983 г.

Первые «Ягуары» поступили в специальное подразделение переучивания личного состава, сформированное в апреле 1974 г. на авиабазе Лоссимут. На базе этого подразделения в сентябре 1974 г. был развернут 226-й отряд переучивания летного состава. Первым строевым подразделением, получившим «Ягуары» в августе 1974 г. стала 54-я эскадрилья, в ноябре 1974 г. «Ягуары» получила 6-я эскадрилья, в апреле 1977 г. - 41-я. Ранее все эти три эскадрильи имели на вооружении «Фантомы» FGR.2. Эти три эскадрильи составили авиакрыло, которое базировалось в Колтисхэлле. Авиакрыло входило в состав 1-й группы ударного командования ВВС Великобритании. В свою очередь группа входила в союзное командование «Европа». Авиакрыло из Колтисхэлла предназначалось для быстрого усиления фланговых группировок сил НАТО в Европе. Периодически эскадрильи перебрасывали в Данию и Норвегию.

В Германии базировалось пять эскадрилий «Ягуаров» Королевских ВВС. Они базировалась в Брюггене и Лаарбрюхе. Эти базы имели прочные укрытия для самолетов, устойчивые к воздействию поражающих факторов ядерного взрыва.

План использования британской авиации в случае возникновения «Большой войны» в Европе предполагал «трехступенчатое» базирование авиации. На «первой ступени» (импровизированных площадках вблизи линии фронта) базировались СВВП «Харриер». Вторая ступень - «Ягуары», которым предстояло работать с передовых аэродромов в Германии, Дании и Норвегии, а также с автострад. Третья ступень — развернутые на базах в Британии «Буканиры» и «Вулканы». «Харриеры» и «Ягуары» должны были быть рассредоточены и действовать мелкими группами.

Оглавление

Hosted by uCoz