Оглавление

Jaguar018.jpg Jaguar019.jpg
Французский "Ягуар"во время операции против Ирака в 1991 г. Последствия попадания иракской ракеты "Стрела" в двигатель "Ягуара"

В Чаде французы использовали с «Ягуаров» противорадиолокационные ракеты AS-37 «Мартель» с целью подавления ливийских РЛС. Так 7 января 1987 г. в ходе очередного налета на Куади-Дум было выпущено десять ракет AS-37 «Мартель». Налет на Куади-Дум стал последним случаем боевого применения «Ягуаров» в Африке.

На ранних этапах своих «североафриканских приключений» «Ягуары» использовались в качестве разведчиков. На самолеты тогда подвешивали контейнеры RP-36 с разведывательном оборудованием. Контейнер представлял собой слегка видоизмененный подвесной топливный бак емкостью 1200 л, внутри которого были установлены панорамные аэрофотоаппараты.

В Северной Африке французы потеряли, по меньшей мере, семь «Ягуаров», три или четыре из них - от огня средств ПВО противника.

Пика своей славы французские «Ягуары» достигли в 1991 г., приняв участие в операциях «Щит пустыни» и «Буря в Пустыне». Личный состав 11-й эскадры был поднят по тревоге 16 сентября 1990 г. Первые восемь «Ягуаров», ведомые Марком Амбергом, были переброшены в Саудовскую Аравию 16 сентября 1990 г., 21 сентября в Аль-Ахсе приземлилось еще восемь «Ягуаров». В начале января 1991 г. сюда прибыли дополнительные 12 «Ягуаров». С Аль-Ахсы «Ягуары» во время «Бури в Пустыне» они выполнили более 600 боевых вылетов.

Французские «Ягуары» не имели столь совершенных оборонительных систем, которыми оснащались британские «Ягуары» GR.1. Вместо интегрированных систем французские «Ягуары» несли подвесные контейнеры, номенклатура которых зависела от характера выполняемого боевого задания. На левом внешнем подкрыльевом пилоне подвешивались контейнеры Томсон-CSF «Барракуда» или ESD СМЕ Дассо Электронике «Баракс» (идентификатор электромагнитного излучения/постановщик помех), или же контейнер аналогичного назначения «Ремора». Контейнеры левого борта «балансировались» подвешенным на правом внешнем пилоне контейнером с ловушками Матра «Фимат» или Бофорс BOZ-103, или же ракетами воздух-воздух Матра R550 «Мажик-2». Кроме того, «Ягуары» несли конформные контейнеры с ИК-ловушками и уголковыми отражателями (56 ловушек). Иногда вместо тормозного парашюта ставили блок на 14 ИК-ловушек.

Большинство «Ягуаров», из числа переброшенных в Саудовскую Аравию, были оснащены установленными под носовой части фюзеляжа в обтекателях лазерным дальномером-целеуказателем и панорамной фотокамерой. Также имелся установленный на киле приемник системы предупреждения об электромагнитном облучении.

Относительную примитивность навигационного комплекса пилоты «Ягуаров» восполняли взятыми в кабину коммерческими приемниками GPS. В 1991 г. такие приемники стоили очень хороших денег и являлись большой редкостью, примерно как мобильные телефоны. Это сегодня и GPS, и мобильники стали атрибутом любого продвинутого гражданина в любой стране.

Французские «Ягуары», оправленные на войну, уступали по возможностям бортового оборудования британским «Ягуарам», но, по мнению все тех же англичан, были лучше вооружены.

К наступательному вооружению и его оборудованию можно отнести контейнер с системой Томсон-CSF ATLIS (оборудование для автоматической подсветки цели лазером), который подвешивался на центральном подфюзеляжном пилоне. Контейнер предназначался для наведения УР воздух-поверхность AS.30L с лазерным наведением. Ракета подвешивалась на правом внутреннем подкрыльевом пилоне, в этом случае на левом внутреннем подкрыльевом пилоне обычно подвешивался 1200-литровый топливный бак. На заключительном этапе операции на внутренние пилоны подвешивали пару 480-кг корректируемых бомб с лазерным наведением BLG-450. Еще один вариант боевой нагрузки - по две кассетных авиабомбы Матра/Томсон Брандт BLG-66 «Белуга» на внутренних подкрыльевых пилонах и 1200-литровый топливный бак на подфюзеляжном пилоне или по паре 250-кг свободнопадающих авиабомб SAMP-25 в сочетании с баком под фюзеляжем.

Достаточно редко на центральном подфюзеляжном узле подвешивались предназначенные для разрушения ВПП авиабомбы ВАР-100. Также на внутренних подкрыльевых пилонах подвешивались блоки 68-мм НАР. Известно несколько фотоснимков, на которых запечатлены «Ягуары» с подвешенным под фюзеляжем фоторазведывательным контейнером RP-36P. В принципе французские «Ягуары» могли вооружаться ракетами «Сайдуиндер», которые устанавливались на надкрыльевых пилонах, но летчики больше полагались на встроенные бортовые пушки DEFA-553 калибра 30 мм с боекомплектом из 300 снарядов.

«Ягуары» использовались только днем, преимущественно в простых метеоусловиях. Первый боевой вылет французских «Ягуаров» состоялся 17 января 1991 г., в первый день войны. Двенадцать самолетов нанесли удар по позициям ракет SCAD на авиабазе Ахмед Аль-Джабер. Самолеты сбросили с высоты 30 м контейнеры «Белуга» и выпустили несколько ракет AS-30L. Над целью самолеты встретили плотный огонь зенитной артиллерии, в результате чего четыре самолета получили повреждения. На одном зенитный снаряд попал в правый двигатель, другой самолет получил в левый двигатель ракету ПЗРК «Стрела». Одной из причин попадания ракеты стала малая высота, с которой атаковали «Ягуары» - отстреливаемые ИК ловушки не успевали воспламеняться, они загорались уже на земле, после падения. Двигатель загорелся, тем не менее, летчик сумел сохранить управление самолетом и выполнил вынужденную посадку в Джубайле, откуда его эвакуировали автотранспортом. Вся хвостовая часть фюзеляжа этого «Ягуара» была иссечена осколками, самолет доставили во Францию как свидетельство мужества и героизма французских летчиков, проявленное в боях за торжество Демократии во всем мире. Еще на одном «Ягуаре» зенитный снаряд прошил насквозь фонарь кабины заодно с находившимся внутри фонаря шлемом пилота. Голова летчика, как это ни удивительно, не пострадала.

Оглавление

Hosted by uCoz