Чешский "Грипен"
По мнению фирмы SAAB, хорошая возможность продажи истребителей «Грипен» в страны Юго-Восточной Азии представится в период до 2010 - 2013 гг. К этому времени значительная часть находящихся на вооружении истребителей исчерпает ресурс, а такой истребитель пятого поколения Локхид Мартин F-35 еще не будет готов для экспортных поставок. Способствуют продвижению на внешний рынок истребителя «Грипен» его сравнительно малая цена и высокие боевые возможности.
В ноябре 2005 г. самолет JAS 39C принял участие в работе Международной авиационной выставки в Дубае (ОАЭ), где совершал ежедневные показательные полеты. Кроме этого самолета в демонстрационном турне по странам Ближнего Востока приняли участие еще три истребителя, налетавшие 8,5 ч.
В июле 2006 г. во время авиационно-космической выставки «Фарнборо Интернешнл-2006» представители фирмы SAAB заявили, что планируют продать на мировом рынке 200 истребителей «Грипен». Руководитель программой разработки самолета Йохан Лехандер заявил на пресс-конференции, что в 2005 г. были получены официальные запросы от Болгарии (на 20 самолетов), Дании (48) и Норвегии (48). Болгария планирует к 2010 г. снять с вооружения истребители МиГ-29 и заменить их самолетами западного производства. Среди возможных кандидатов рассматриваются самолеты «Рафаль», «Хорнит» и F-16. Для датских ВВС предлагается многоцелевой истребитель в варианте «Грипен» DK, поставки которого могли бы начаться в 2013 г. От серийных самолетов JAS 39C/D он будет отличаться установкой более совершенного оборудования. Для ВВС Норвегии предназначался вариант «Грипен» N. Интерес к самолету проявили Хорватия, Греция (30 - 40 истребителей), Румыния (более 40 самолетов), Словакия (14).
В марте 2008 г. FMV согласилось рассмотреть ранее сделанный запрос Хорватии на покупку 12 истребителей «Грипен». Срок возможных поставок - 2011 г. В конце апреля того же года оно рассмотрело предложение фирмы SAAB по продаже Норвегии 48 истребителей, но уже в усовершенствованном варианте «Грипен» NG. Эти самолеты должны обеспечивать ПВО страны (особенно в северных регионах), выполнять ударные операции, вести разведку и принимать участие в действиях многонациональных вооруженных сил. Предполагается, что самолеты станут поставляться в 2016 г.
В конце апреля 2008 г. фирма SAAB приняла решение об участии в международном конкурсе на новый многоцелевой истребитель MMRCA (Medium Multi-Role Combat Aircraft), объявленный ВВС Индии. Предусматривается закупка 126 самолетов, предназначенных для замены старых истребителей МиГ-21, МиГ-23 и SEPECAT «Ягуар». Фирма планирует выставить на конкурс вариант самолета «Грипен» IN, отвечающий специфическим условиям Индии. В конструкции самолета предполагается использовать технические решения, предназначенные для перспективного истребителя «Грипен» NG. В 2002 г. рассматривалось предложение по разработке для ВМС Индии палубного варианта истребителя «Грипен».
В конце августа 2008 г. фирма SAAB предложила самолет «Грипен» NG на вооружение ВВС Нидерландов. Это предложение было сделано в ответ на планы голландских ВВС по замене устаревших истребителей F-16. В случае положительного решения шведы готовы включить в контракт подготовку летчиков, запасные части, пилотажные стенды и послепродажное обслуживание. Не исключается подключение голландских фирм к производству истребителей.
SAAB уверена, что самолет «Грипен» NG в полной степени отвечает требованиям ВВС Нидерландов по боевому радиусу, продолжительности полета, составу вооружения, сверхзвуковой крейсерской скорости полета, тяге двигателей и т. д. Фирма принимает во внимание, что Нидерланды рассматривают возможность покупки в США истребителя Локхид Мартин F-35.
В течение последних лет фирма SAAB занимается исследованиями перспективных вариантов истребителя «Грипен», которые по своим возможностям могли бы максимально приблизиться к самолетам пятого поколения. В июне 2005 г. фирма сообщила, что планирует переоборудовать два старых двухместных самолета JAS 39B в усовершенствованный вариант «Грипен» DEMO, предназначенный для исследований перспективных технических решений, которые могут быть использованы на существующих вариантах самолета, а также на его перспективном варианте «Грипен» NG.
Фирма SAAB полагает, что самолет «Грипен» NG («Супер Грипен») по своим возможностям станет сопоставим с ударным истребителем пятого поколения Локхид Мартин F-35, но по стоимости будет дешевле. Самолет «Грипен» NG должен иметь РЛС с АФАР, более мощный двигатель Дженерал Электрик F414G, улучшенную авионику и новое вооружение, значительно расширятся информационные возможности самолета.
11 мая 2008 г. на заводе фирмы SAAB в Линчёпинге состоялся первый полет демонстрационного многоцелевого истребителя JAS 39 «Грипен» DEMO. Полет продолжался 30 мин, проходил на высоте 6400 м со скоростью 590 км/ч.