Оглавление

Так, например, известна иллюзия «вырастания стены» на взлете с палубы авианосца. Об этой иллюзии летчики самолетов палубного базирования упоминают достаточно часто. Дело в том, что на авианосце, в конце ВПП имеется подъем (трамплин) с углом 14 град., предназначенный для изменения траектории взлета и своеобразного «подбрасывания» самолета в воздух. При разбеге у летчика, с определенного расстояния и скорости движения (их еще предстоит выявить в специальных экспериментах), возникает впечатление, что трамплин превращается в стену. Думается, что здесь также действует механизм, описанный в работе [7]. Эта иллюзия может привести к прерванному взлету или к другим неадекватным действиям.

Известна и иллюзия излишнего проседания самолета на взлете с корабельной палубы. При сходе самолета с трамплина изменяется динамика его полета и возникает определенная просадка, которую он преодолевает без вмешательства летчика в управление и выходит на заданную траекторию взлета. В сознании летчика может возникнуть неадекватная реакция, связанная с дискоординацией психофизиологических механизмов анализаторных систем, и при этом летчику может показаться, что самолет или опускает, или поднимает нос. Летчик при этом может или взять, или отдать ручку от себя, что может привести к непоправимому - самолет или нырнет в воду, или выйдет на срывные режимы. Поэтому летчику при выполнении взлета с палубы корабля запрещается изменять положение рулей сразу же после схода с трамплина до устойчивой стабилизации траектории взлета. Здесь задача летчика заключается в том, чтобы он не изменял положение ручки управления.

Механизм этой иллюзии не известен, но можно предположить следующее. При разбеге по палубе авианосца с большим ускорением на режиме форсажа летчика в буквальном смысле прижимает к креслу. У него может создаваться впечатление «вдавливания» в кресло с некоторым опрокидывающим моментом. При сходе самолета с трамплина и определенной его просадке к указанным ощущения может добавляться впечатление, что самолет задирает нос, и тогда возникает желание отдать ручку от себя. Проконтролировать свое пространственное положение трудно, так как в лобовом стекле видно небо, по сути это безориентирное пространство, а приборы контролировать некогда. Впечатление (иллюзия), что самолет опускает нос, может возникать также из-за его просадки.

В заключение предлагаются некоторые организационные меры в плане разработки и внедрения системы профилактики иллюзий полета. К ним следует отнести создание государственной системы профилактики иллюзий. Она может быть реализована по следующим направлениям.

  1. Совершенствование технологии обучения летного состава эффективным способам пространственной ориентировки на всех режимах и этапах полета.
  2. Создание технологии обучения по предупреждению и парированию пространственной дезориентации и иллюзий в полете.
  3. Разработка программы и внедрение в подготовку летного состава системы контроля поддержания навыков эффективной пространственной ориентировки.
  4. Разработка процедурных тренажеров для обеспечения индивидуальной подготовки летного состава по обучению пространственной ориентировки.
  5. Совершенствование нормативно-технической документации (НЛГ, НПП, ГОСТы, ОСТы и т.д.) с целью учета в ней основных принципов, правил и техники пространственной ориентировки.
  6. Дальнейшее совершенствование средств индикации, сигнализации и органов управления, обеспечивающих пространственную ориентировку.
  7. Обеспечение обратной связи летного состава с учеными по состоянию пространственной ориентировки. Для чего:
  8. Проводить дальнейшие исследования по указанным проблемам с участием летных методистов и ученых по проблемам человеческого фактора.
  9.  Создать постоянно действующую комиссию из авиационных специалистов по координации работ в системе комплексного обеспечения пространственной ориентировки.

Проведенный анализ еще раз подтвердил важность и необходимость разработки и поэтапного внедрения системы профилактики иллюзий полета в авиации, что, несомненно, будет способствовать повышению уровня безопасности полетов отечественной авиации.

Список литературы.

1.   Коваленко П.А., Пономаренко В.А., Чунтул А.В. Иллюзии полета (Авиационная делиалогия). Методические рекомендации. — М.: 2005.

2.   Коваленко П.А., Пономаренко В.А., Чунтул А.В. Учение об иллюзиях полета. Основы авиационной делиалогии. - М.: 2007.

3.   Коваленко П.А. Пространственная ориентировка пилотов: (Психологические особенности). - М.: Транспорт, 1989.

4.   Коваленко П.А. Пилоту о работе с авиагоризонтами. - М.: Транспорт. 1989.

5.   Качоровский И. Наедине с собой // Авиация и космонавтика. 2/1977.

6.   Козлов В.В. Почему самолеты приземляются на рулежные дорожки? Вестник МНАПЧАК, №2 (18), 2005.

7. Медицинское обеспечение полетов и психофизиологическая подготовка летчиков корабельной авиации палубного базирования (Под ред. В.А. Пономаренко, А.А. Вороны и С.Г. Мельника). - М.: ВМФ, 2005.

8.  Гандер Д.В. Профессиональная психопедагогика. - М.: «ВОЕНТЕХИНИЗДАТ», 2007.

В одном из последних номеров журнала «Химия и жизнь. XXI век» (№9/2008 г.) были опубликованы воспоминания доктора технических наук В.П.Селезнева «Сражения с дьяволом невесомости». Статья посвящена появлению оптических иллюзий во время полета в космос Германа Титова в августе 1961 г. В статье рассматриваются особенности взаимодействия зрительного восприятия с вестибулярным аппаратом, механизм появления некоторых зрительных иллюзий (в том числе видимого «переворота» мира). Упомянуты и проблемы сокрытия фактов появления оптических иллюзий космонавтами ради свой дальнейшей карьеры.

Оглавление

Hosted by uCoz