Для расширения боевых возможностей самолета «Рафаль» и возможной замены двигателей М53 на истребителях «Мираж» 2000 ведется разработка вариантов ТРДДФ М88 с увеличенной тягой. Первым шагом в этом направлении является создание двигателя М88-3. Взлетная тяга у этого ТРДДФ составит 9180 кгс, что на 20% больше, чем у М88-2. При этом делается все, чтобы сохранить максимальную общность с двигателем М88-2: по заявлению фирмы Snecma, 40% узлов и деталей будут взаимозаменяемы.
Отличительными особенностями двигателя М88-3 являются новый трехступенчатый вентилятор конструкции типа «блиск» с увеличенным до 72 кг/с расходом воздуха (у М88-2 расход равен 65 кг/с), усовершенствованная одноступенчатая турбина высокого давления, новые лопатки направляющего аппарата на статоре, улучшенная форсажная камера и адаптивной сопло с уменьшенной тепловой сигнатурой. Масса двигателя возрастет до 985 кг. Для обеспечения увеличенного расхода воздуха потребуется незначительная переделка воздухозаборников, но при этом, как заявила фирма Snecma, увеличения сопротивления и ЭПР не произойдет.
Новый двигатель позволит уменьшить длину разбега, увеличить скороподъемность и установившуюся скорость боевого разворота. Однако удельный расход топлива у ТРДДФ М88-3 останется таким же, как у М88-2.
На одноместных самолетах «Рафаль» С и М запас топлива во внутренних баках равен 5900 л, а на двухместном самолете «Рафаль» В - 5300 л. На пяти из 14 узлов внешней подвески могут размещаться ПТБ различной емкости. На четырех подкрыльных узлах подвешиваются ПТБ емкостью по 1250 л, а на центральном подфюзеляжном узле - ПТБ емкостью 2000 л. Время заправки топливом внутренних баков составляет 4 мин, а с учетом ПТБ — 7 мин. Все варианты истребителя «Рафаль» оснащены фиксированной штангой топливоприемника для заправки топливом в полете. Заправка может осуществляться от самолетов-заправщиков Боинг C-135FR.
Для еще большего увеличения дальности полета могут применяться конформные топливные баки (КТБ), размещаемые на верхней поверхности фюзеляжа за кабиной экипажа. Каждый бак имеет длину 7,5 м и емкость 1150 л. КТБ могут использоваться на всех вариантах истреби-
теля. Летные испытания КТБ начались 18 апреля 2001 г. на двухместном опытном самолете «Рафаль» В01. Во время испытаний было доказано, что с КТБ самолет может совершать сверхзвуковой полет, в частности была достигнута скорость, соответствующая числу М = 1,4. Самолет летал с различными вариантами внешней подвески: четырьмя УР класса воздух - воздух MICA, двумя тактическими КР SCALP EG и двумя ракетами MICA, тремя ПТБ емкостью по 2000 л и т. д. Испытания также показали, что наличие КТБ не влияет на управляемость истребителя. Установка КТБ занимает около 2 ч. В случае одновременного использования КТБ и ПТБ суммарный запас топлива у истребителя «Рафаль» может достигать 10800 л.
Для истребителя «Рафаль» разработаны съемные топливопередающие агрегаты (ТПА) для заправки в полете других самолетов «Рафаль» или истребителей «Супер Этандар». Такими ТПА, разработанными фирмой «Дуглас», могут быть оборудованы палубные самолеты «Рафаль» М, входящие в состав эскадрильи 12F, базирующейся на авианосце «Шарль де Голль». ТПА выпускаются в трех вариантах, рассчитанных на перекачку 600, 1200 и 1800 кг топлива.
В 2004 г. во время операции «Агапанте» в Индийском океане и Красном море самолеты «Рафаль» М стандарта F1 получили первые ТПА. Ранее ВМС планировали использовать ТПА, начиная с самолетов, соответствующих стандарту F2, с первого квартала 2006 г. Однако для выполнения дальних разведывательных полетов над Афганистаном потребовалось увеличить боевой радиус, а без дозаправки топливом в полете добиться этого было нельзя.
Характеристики самолетов Дассо Авиасьон «Рафаль»
«Рафаль» С |
«Рафаль» В | «Рафаль» М | |
Длина самолета, м |
15,27 | ||
Размах крыла (с учетом УР на концах консолей), м |
10,8 |
||
Высота самолета, м |
5,34 |
||
Площадь крыла, м3 |
45,7 |
||
Число и тип двигателей |
2 ТРДДФ Snecma M88-2E4 |
||
Взлетная тяга, кгс: |
|||
нормальная |
2 х 4970 |
||
на форсажном режиме |
2 х 7445 |
||
Масса пустого снаряженного, кг |
9850 |
10450 | 10710 |
Максимальная взлетная масса, кг |
22500 |
19000 | - |
Максимальная масса топлива, кг: |
|||
во внутренних баках |
4700 |
4350 | 4700 |
в ПТБ |
7500 |
||
в КТБ |
1850 |
||
Максимальная боевая нагрузка (определяемая прочностью конструкции), кг |
9500 |
||
Максимальное число М на большой высоте |
1,8 |
||
Максимальная скорость на малой высоте, км/ч |
1390 |
||
Скорость захода на посадку, км/ч |
223 |
||
Максимальная скороподъемность на уровне моря, м/с |
304 |
||
Максимальная угловая скорость крена, град./с |
270 |
||
Максимальная установившаяся угловая скорость разворота, град./с |
30 |
||
Практический потолок, м |
18000 |
||
Взлетная дистанция, м |
400 - 600 |
- | |
Посадочная дистанция, м |
450 |
- | |
Боевой радиус, км |
|||
8 УР MICA и запас топлива в ПТБ 6000 л |
1760 |
- | - |
4 УР MICA, 12 бомб калибром 250 кг и топливо в ПТБ 4000 л |
1055 |
- | - |
Максимальная продолжительность полета, ч |
до 3 |
- | - |
Диапазон перегрузок |
+9 .. -3,2 |