Оглавление

Для расширения боевых возможностей самолета «Рафаль» и возможной замены двигателей М53 на истребителях «Мираж» 2000 ведется разработка вариантов ТРДДФ М88 с увеличенной тягой. Первым шагом в этом направлении является создание двигателя М88-3. Взлетная тяга у этого ТРДДФ составит 9180 кгс, что на 20% больше, чем у М88-2. При этом делается все, чтобы сохранить максимальную общность с двигателем М88-2: по заявлению фирмы Snecma, 40% узлов и деталей будут взаимозаменяемы.

Отличительными особенностями двигателя М88-3 являются новый трехступенчатый вентилятор конструкции типа «блиск» с увеличенным до 72 кг/с расходом воздуха (у М88-2 расход равен 65 кг/с), усовершенствованная одноступенчатая турбина высокого давления, новые лопатки направляющего аппарата на статоре, улучшенная форсажная камера и адаптивной сопло с уменьшенной тепловой сигнатурой. Масса двигателя возрастет до 985 кг. Для обеспечения увеличенного расхода воздуха потребуется незначительная переделка воздухозаборников, но при этом, как заявила фирма Snecma, увеличения сопротивления и ЭПР не произойдет.

Новый двигатель позволит уменьшить длину разбега, увеличить скороподъемность и установившуюся скорость боевого разворота. Однако удельный расход топлива у ТРДДФ М88-3 останется таким же, как у М88-2.

На одноместных самолетах «Рафаль» С и М запас топлива во внутренних баках равен 5900 л, а на двухместном самолете «Рафаль» В - 5300 л. На пяти из 14 узлов внешней подвески могут размещаться ПТБ различной емкости. На четырех подкрыльных узлах подвешиваются ПТБ емкостью по 1250 л, а на центральном подфюзеляжном узле - ПТБ емкостью 2000 л. Время заправки топливом внутренних баков составляет 4 мин, а с учетом ПТБ — 7 мин. Все варианты истребителя «Рафаль» оснащены фиксированной штангой топливоприемника для заправки топливом в полете. Заправка может осуществляться от самолетов-заправщиков Боинг C-135FR.

Для еще большего увеличения дальности полета могут применяться конформные топливные баки (КТБ), размещаемые на верхней поверхности фюзеляжа за кабиной экипажа. Каждый бак имеет длину 7,5 м и емкость 1150 л. КТБ могут использоваться на всех вариантах истреби-

теля. Летные испытания КТБ начались 18 апреля 2001 г. на двухместном опытном самолете «Рафаль» В01. Во время испытаний было доказано, что с КТБ самолет может совершать сверхзвуковой полет, в частности была достигнута скорость, соответствующая числу М = 1,4. Самолет летал с различными вариантами внешней подвески: четырьмя УР класса воздух - воздух MICA, двумя тактическими КР SCALP EG и двумя ракетами MICA, тремя ПТБ емкостью по 2000 л и т. д. Испытания также показали, что наличие КТБ не влияет на управляемость истребителя. Установка КТБ занимает около 2 ч. В случае одновременного использования КТБ и ПТБ суммарный запас топлива у истребителя «Рафаль» может достигать 10800 л.

Для истребителя «Рафаль» разработаны съемные топливопередающие агрегаты (ТПА) для заправки в полете других самолетов «Рафаль» или истребителей «Супер Этандар». Такими ТПА, разработанными фирмой «Дуглас», могут быть оборудованы палубные самолеты «Рафаль» М, входящие в состав эскадрильи 12F, базирующейся на авианосце «Шарль де Голль». ТПА выпускаются в трех вариантах, рассчитанных на перекачку 600, 1200 и 1800 кг топлива.

В 2004 г. во время операции «Агапанте» в Индийском океане и Красном море самолеты «Рафаль» М стандарта F1 получили первые ТПА. Ранее ВМС планировали использовать ТПА, начиная с самолетов, соответствующих стандарту F2, с первого квартала 2006 г. Однако для выполнения дальних разведывательных полетов над Афганистаном потребовалось увеличить боевой радиус, а без дозаправки топливом в полете добиться этого было нельзя.

Характеристики самолетов Дассо Авиасьон «Рафаль»

«Рафаль» С

«Рафаль» В «Рафаль» М

Длина самолета, м

15,27

Размах крыла (с учетом УР  на концах консолей), м

10,8

Высота самолета, м

5,34

Площадь крыла, м3

45,7

Число и тип двигателей

2 ТРДДФ Snecma M88-2E4

Взлетная тяга, кгс:

нормальная

2 х 4970

на форсажном режиме

2 х 7445

Масса пустого снаряженного, кг

9850

10450 10710

Максимальная взлетная масса, кг

22500

19000 -

Максимальная масса топлива, кг:

во внутренних баках

4700

4350 4700

в ПТБ

7500

в КТБ

1850

Максимальная боевая нагрузка (определяемая прочностью конструкции), кг

9500

Максимальное число М на большой высоте

1,8

Максимальная скорость на малой высоте, км/ч

1390

Скорость захода на посадку, км/ч

223

Максимальная скороподъемность  на уровне моря, м/с

304

Максимальная угловая скорость крена, град./с

270

Максимальная установившаяся угловая скорость разворота, град./с

30

Практический потолок, м

18000

Взлетная дистанция, м

400 - 600

-

Посадочная дистанция, м

450

-

Боевой радиус, км

8 УР MICA и запас топлива в ПТБ 6000 л

1760

- -

4 УР MICA, 12 бомб калибром 250 кг и топливо в ПТБ 4000 л

1055

- -

Максимальная продолжительность полета, ч

до 3

- -

Диапазон перегрузок

+9 .. -3,2

Оглавление

Hosted by uCoz