Оглавление

Силовая установка истребителей «Рафаль» состоит из двух ТРДДФ Snecma M88-2E4 тягой по 4970 кгс (7445 кгс - на форсажном режиме).

Для фирмы Snecma создание двигателя М88 оказалось достаточно сложной задачей. Заказчику требовался двигатель, способный хорошо работать во время маневренного воздушного боя и при скоростном прорыве системы ПВО на малой высоте. Техническими требованиями предусматривалось высокое отношение тяги к массе, низкий расход топлива на всех режимах полета и большой ресурс. Фирма Snecma отдала предпочтение двухвальному ТРДДФ, который должен был стать родоначальником французских двигателей третьего поколения (к двигателям предыдущего поколения относятся ТРДДФ семейства «Атар», установленных на истребителях «Мираж» III, IV, V и F1, и двигатели М53, применяемые на истребителях семейства «Мираж» 2000).

Программа разработки двигателя М88 официально началась в 1986 г. В феврале 1989 г. состоялось его первое стендовое испытание, а в феврале 1990 г. приступили к летным испытаниям двигателя на демонстрационном самолете «Рафаль» А. Окончательная сертификация двигателя произошла в начале 1996 г.

Чтобы получить двигатель с высокими характеристиками необходимо было значительно увеличить рабочие температуры по сравнению с двигателями предыдущего поколения. Для этого разработчики применили в конструкции ТРДДФ М88 различные передовые технологии, в частности диски компрессора изготавливались монолитно с лопатками (так называемые «блиски»), в конструкции турбины высокого давления использовались монокристаллические лопатки, при изготовлении дисков турбин применялась порошковая технология. В конструкции двигателя используются керамические покрытия, композиционные материалы и малоэмиссионная камера сгорания. Перед создателями ТРДДФ М88 была поставлена задача по обеспечению минимально возможной тепловой заметности истребителя, а также уменьшения дымления для снижения визуальной заметности.

Rafal024.jpg

Истребитель «Рафаль» В в полете с тремя ПТБ емкостью по 1250 л

Rafal025.jpg

Заправка самолета «Супер Этандер» от самолета «Рафаль»

Следующим шагом было создание усовершенствованного ТРДДФ М88-2, который в серийном варианте соответствует двигателям пятого поколения. Этот двигатель отличается малой массой (около 900 кг), компактностью (диаметр 0.69 м) и высокой топливной эффективностью. Он имеет взлетную тягу около 5000 кгс, которая при форсаже увеличивается почти до 7450 кгс. На нем применяется цифровая система управления FADEC, с помощью которой в течение 3 с двигатель может перейти с режима «малый газ» на максимальный форсаж. Двигатель способен работать даже при наличии незначительных отказов, не предупреждая об этом летчика. В конструкции ТРДДФ используется трехступенчатый вентилятор и шестиступечатый компрессор высокого давления. При взлетной тяге удельный расход топлива равен 0,8 кг/кгс-ч, а на форсаже - 1,7 кг/кгс-ч.

При создании двигателя использовался многоэтапный подход. Самолеты «Рафаль» на первом этапе оснащались двумя ТРДДФ Snecma М88-2Е1. В 2001 г. выяснилось, что срок службы деталей горячих частей двигателя равен всего 300 ч (в требованиях оговаривался срок службы не менее 800 ч). Особенное беспокойство выражали представители ВМС, поскольку истребители «Рафаль» должны базироваться на авианосце «Шарль де Голль». В течение одного полета продолжительностью 1 ч летчик 7-8 раз пользуется форсажным режимом (на самолетах «Супер Этандар» и «Крусейдер» это происходит 2-3 раза). В результате срок службы двигателя существенно сокращается. Фирма Snecma занялась доработкой двигателя, выполняя последовательно второй и третий этапы, пока не появился усовершенствованный двигатель М88-2Е4 с сохранением прежней тяги. В конструкции двигателя М88-2Е4 используются новые технические решения, позволившие увеличить отношение тяги к массе, уменьшить на 3 - 4% удельный расход топлива и увеличить срок службы деталей горячих частей двигателя до 1000 ч.

Всего Министерство обороны Франции собирается приобрести почти 700 двигателей М88-2 для установки на 294 истребителях «Рафаль». В настоящее время на заводе фирмы Snecma в Мелен-Вильяроше выпускается ежемесячно не менее шести двигателей, при наличии экспортных заказов темп производства может быть увеличен.

Оглавление

Hosted by uCoz