Оглавление

РАЗДВИЖНОЕ КРЫЛО

Юрий КУЗЬМИН

ИЗ ИСТОРИИ АВИАЦИИ

Наверное, применение в авиации столь экзотического технического решения, как раздвижное крыло, можно было бы назвать тупиковым направлением, если бы не появление гораздо позднее самолётов с крылом изменяемой геометрии.

В 1930-е годы скорость практически всех классов самолётов выросла в 2 раза. Выросли и нагрузка на крыло, и, соответственно, скорости взлета и посадки, что вело к увеличению длины разбега и пробега.

С ростом скорости и увеличением нагрузки на крыло ухудшалась и манёвренность самолётов. Если истребитель И-5 (1930 г.) совершал вираж за 10 секунд, то И-16 тип 10 (1937 г.) - уже за 16 секунд.

Естественно, возникла проблема: как снизить посадочную скорость и как улучшить манёвренность не в ущерб скоростным характеристикам.

Основным направлением решения данной проблемы стало использование механизации крыла (предкрылков, закрылков и т.п.). В то же время конструкторы думали и о другом пути: как при необходимости увеличивать площадь несущей поверхности, сохраняя малое сопротивление «гладкого» крыла.

Основных идей было две: либо выпускать дополнительные крылья (бимонопланы, в СССР ими занимались конструкторы В.В. Никитин и В.В. Шевченко), либо увеличивать площадь единственного крыла, например, при помощи раздвижных телескопических секций. Энтузиастом второй идеи в СССР был Григорий Иванович Бакшаев.

RzdvWing001.jpgRzdvWing002.jpg

Самолет ЛИГ-7 и его схема

RzdvWing003.jpg

Схема самолета Мак. 10

В замечательной энциклопедии В.Б. Шаврова «История конструкций самолётов в СССР 1938-1950 г.г.» написано:

«РК (ЛИГ-7) - экспериментальный самолет с раздвижным в полете крылом переменной площади (цель получить крыло меньшей площади и меньшего лобового сопротивления для горизонтального полета с максимальной скоростью и крыло увеличенной площади при посадке). Схема — расчалочный низкоплан с основным крылом размахом 11,3 м, постоянного профиля с хордой 1,5 м, площадью 16,56 м2

На основное крыло в направлении от фюзеляжа надвигались телескопически с каждой стороны шесть подвижных концентрических отсеков увеличенного профиля, дающих при полном раздвижении общую площадь крыла 23,85 м2.

Самолёт ЛИГ-7 был создан в ленинградском институте ГВФ. Он был выпущен и прошел испытания в 1937 г.»

Оглавление

Hosted by uCoz