Оглавление

Но вот что интересно... Оказывается, пионером «раздвижных» самолетов являлся ещё один наш соотечественник, Иван Иванович Махонин.

Иван Иванович родился в 1895 г. в Санкт-Петербурге. После окончания ИВТУ (Императорское высшее техническое училище, теперь МГТУ им. Баумана) он работал над созданием тепловозов и электровозов. Интересно, что одно время Махонин работал в том же институте, где через двадцать лет создал свой самолёт Г.И. Бакшаев (Институт ГВФ вырос из факультета воздушных сообщений Ленинградского института инженеров путей сообщений).

В 1921 г. Махонин вместе с семьёй эмигрировал во Францию и сумел создать успешную авиастроительную фирму. Завод Махонина серийно выпускал бесхвостые планеры Фовеля (Fauvel). Сам же владелец в 1929 г. получил патент на самолёт с раздвижным крылом, а 10 августа 1931 г. первый в мире самолёт подобной схемы - моноплан Мак.10 с двигателем Lorraine LD.12b - поднялся в воздух.

Если Бакшаев надвигал на крыло дополнительные секции от бортов фюзеляжа, то у Махонина удлинённые консоли выдвигались из законцовок крыла. В результате росла не только площадь, но и удлинение крыла (что сказывалось на уменьшении индуктивного сопротивления).

В 1935 г. появился еще один «раздвижной» самолёт Мак.101 с мощным мотором Gnome-Rhone К14 и убирающимися шасси - явная заявка на прототип истребителя.

Но, как и Бакшаев, заинтересовать в те годы своими идеями правительство или военных Махонин не смог. И хотя в 1947 г. он построил ещё один самолет подобной схемы (Мак.123 с трофейным двигателем BMW-801TJ), все его летательные аппараты так и остались опытными конструкциями.

Идея изменения площади и даже формы крыла вновь оказалась востребованной позднее, в 1960-е годы, когда во многих странах появились сверхзвуковые самолёты с большой скоростью полета.

Итак, Г.И. Бакшаев, о котором упоминается в книге В.Б. Шаврова, не был первым в создании самолётов с раздвижным крылом. Его на 6 лет опередил другой наш соотечественник - Иван Иванович Махонин.

Характеристики Мак.10 Мак.101 Мак.123 ЛИГ-7
Год 1931 1935 1947 1937
Тип и количество двигателей 1 ПД 1 ПД 1 ПД 1 ПД
Марка двигателя LD.12Eb GR.14Kdrs BMW-801TJ М-11
Число цилиндров 12 14 14 5
Мощность взлётная, л.с. 450 760 1800 100
Масса максимальная взлетная, кг 5000 10000 900
Масса пустого, кг 7000 667
Размах крыльев, м 21 / 13 11,3
Длина самолёта, м 14,8 7,34
Высота самолёта, м 4,85 3,07
Площадь крыла, м2 33 36 16,6
Максимальная скорость, км/ч 300 378 150
Крейсерская скорость км/ч 300
Практический потолок, м 5500 2900
Дальность, км 400
Экипаж, чел 1 2 2 2

RzdvWing004.jpg

RzdvWing005.jpg

Мак. 101

RzdvWing006.jpg

Мак. 123

Оглавление