Но вот что интересно... Оказывается, пионером «раздвижных» самолетов являлся ещё один наш соотечественник, Иван Иванович Махонин.
Иван Иванович родился в 1895 г. в Санкт-Петербурге. После окончания ИВТУ (Императорское высшее техническое училище, теперь МГТУ им. Баумана) он работал над созданием тепловозов и электровозов. Интересно, что одно время Махонин работал в том же институте, где через двадцать лет создал свой самолёт Г.И. Бакшаев (Институт ГВФ вырос из факультета воздушных сообщений Ленинградского института инженеров путей сообщений).
В 1921 г. Махонин вместе с семьёй эмигрировал во Францию и сумел создать успешную авиастроительную фирму. Завод Махонина серийно выпускал бесхвостые планеры Фовеля (Fauvel). Сам же владелец в 1929 г. получил патент на самолёт с раздвижным крылом, а 10 августа 1931 г. первый в мире самолёт подобной схемы - моноплан Мак.10 с двигателем Lorraine LD.12b - поднялся в воздух.
Если Бакшаев надвигал на крыло дополнительные секции от бортов фюзеляжа, то у Махонина удлинённые консоли выдвигались из законцовок крыла. В результате росла не только площадь, но и удлинение крыла (что сказывалось на уменьшении индуктивного сопротивления).
В 1935 г. появился еще один «раздвижной» самолёт Мак.101 с мощным мотором Gnome-Rhone К14 и убирающимися шасси - явная заявка на прототип истребителя.
Но, как и Бакшаев, заинтересовать в те годы своими идеями правительство или военных Махонин не смог. И хотя в 1947 г. он построил ещё один самолет подобной схемы (Мак.123 с трофейным двигателем BMW-801TJ), все его летательные аппараты так и остались опытными конструкциями.
Идея изменения площади и даже формы крыла вновь оказалась востребованной позднее, в 1960-е годы, когда во многих странах появились сверхзвуковые самолёты с большой скоростью полета.
Итак, Г.И. Бакшаев, о котором упоминается в книге В.Б. Шаврова, не был первым в создании самолётов с раздвижным крылом. Его на 6 лет опередил другой наш соотечественник - Иван Иванович Махонин.
Характеристики | Мак.10 | Мак.101 | Мак.123 | ЛИГ-7 |
Год | 1931 | 1935 | 1947 | 1937 |
Тип и количество двигателей | 1 ПД | 1 ПД | 1 ПД | 1 ПД |
Марка двигателя | LD.12Eb | GR.14Kdrs | BMW-801TJ | М-11 |
Число цилиндров | 12 | 14 | 14 | 5 |
Мощность взлётная, л.с. | 450 | 760 | 1800 | 100 |
Масса максимальная взлетная, кг | 5000 | 10000 | 900 | |
Масса пустого, кг | 7000 | 667 | ||
Размах крыльев, м | 21 / 13 | 11,3 | ||
Длина самолёта, м | 14,8 | 7,34 | ||
Высота самолёта, м | 4,85 | 3,07 | ||
Площадь крыла, м2 | 33 | 36 | 16,6 | |
Максимальная скорость, км/ч | 300 | 378 | 150 | |
Крейсерская скорость км/ч | 300 | |||
Практический потолок, м | 5500 | 2900 | ||
Дальность, км | 400 | |||
Экипаж, чел | 1 | 2 | 2 | 2 |
Мак. 101
Мак. 123