Из воспоминаний генерал-лейтенанта авиации в отставке П.С. Шелухина
Родился я на Украине в Кировоградской области. Мой отец и дед были безземельными кузнецами. Мне с 8 лет пришлось работать в кузнице, а уже в 17 лет, с августа 1911 г., я стал работать самостоятельно кузнецом-слесарем на большом судостроительном заводе «Наваль» в Николаеве.
Завод перед Первой мировой войной строил корабли для Черноморского флота. В связи с большой программой кораблестроения, к нам стало прибывать много рабочих из разных городов царской России, в том числе и уволенных за большевистские настроения с заводов Петербурга, Севастополя, Донбасса и Дальнего Востока. К моменту моего поступления на завод, там уже работало порядка десяти тысяч квалифицированных рабочих. В их среде были сильны революционные настроения. На заводе я примкнул к большевистской партии, большевики кузнечного цеха приняли меня, как потомственного кузнеца, очень тепло, и сразу же включили в сотню молодежи по охране стачек и демонстраций. Затем они меня приняли в группу сочувствующих большевистской партии и поручили вместе с группой более развитых и грамотных товарищей учить безграмотную молодежь письму, чтению и одновременно проводить среди них большевистскую пропаганду.
После начала Первой мировой войны от мобилизованных в армию рабочих стали поступать на завод письма с фронта о неблагополучном ходе войны, о плохом обеспечении воинов зимним обмундированием, нехватке снарядов для артиллерии, плохом обеспечении семей мобилизованных. Это всех очень возмутило, а потому 1 мая 1915 года в г. Николаеве состоялась мощная политическая демонстрация. На этой демонстрации большевики поручили мене, с одним товарищем, нести большой красный плакат, на котором была надпись: «Долой войну — долой царя!» Демонстрация была настолько многолюдной и мощной, что местная полиция, жандармерия и казаки, охранявшие военные заводы, не смогли ей воспрепятствовать. Но затем всю ночь шли аресты активистов. Арестован был и я. Жандармы нас жестоко избили, обещав повесить за оскорбление царя. Однако арестованных оказалось очень много, поэтому сверху пришло указание: снять нас с военного учета при заводе и под строгим конвоем отправить в штрафные роты Одесского запасного полка, где наскоро обучить штыковому бою и стрельбе из винтовки, после чего отправить на передовую для искупления вины кровью.
Я попал в четвертую роту 48-го запасного батальона. Там меня спасли приобретенные на заводе знания моторов внутреннего сгорания. Полковник В. Самойло, летчик царской армии, забрал меня авиамотористом в 36-й корпусной авиаотряд, который он формировал в г. Одессе.
Авиаотряд начал формироваться в Одессе, а доформировывался в Николаеве, где пополнялся авиаспециалистами с нашего завода «Наваль». Пилоты отрабатывали летную боеготовность на Николаевском аэродроме «Водопой». С этим авиаотрядом мы в начале 1916 г. и отправились на Румынский фронт.
При отправке на фронт большевистская партия поручила мне на фронте среди солдат проводить такую же большевистскую пропаганду, какую я проводил на заводе среди безграмотной молодежи. Я старательно выполнял это партийное поручение, заводской опыт помог мне быстро завоевать авторитет среди солдат и авиаспециалистов авиаотряда, с которыми мне вскоре пришлось принимать активное участие в февральской революции. После революции меня избрали сначала членом, а потом и председателем Солдатского Исполнительного Комитета 36-го корпусного авиаотряда.
Одновременно с этим подпольная большевистская партия перевела меня из группы сочувствующих в члены большевистской партии.
На фронте я выполнял обязанности авиамоториста, авиамеханика и летчика-наблюдателя, а потом, уже в звании старшего унтер-офицера, будучи в составе Солдатского Исполнительного Комитета, принимал активное участие в Великой Октябрьской социалистической революции, за что был арестован командиром авиаотряда. Но солдаты 6-й Армии фронта взбунтовались и освободили всех арестованных. Я снова возглавил Солдатский Исполком 36-го авиаотряда.
На фронте я с летчиками-солдатами Карпинским и Нардини-Маджиховским сделал много боевых вылетов, налетал около 60 боевых часов и был награжден «Георгиевской медалью» за храбрость.
В конце ноября 1917 г. к нам в Голец (Румыния) приезжал вновь избранный председатель Военно-Революционного Комитета фронта старый большевик П.И. Баранов. На подпольном совещании большевиков Баранов сообщил нам, что командующий фронтом, царский генерал Щербачев ведет формирование белогвардейских офицерских отрядов для борьбы с большевизированными частями фронта. Баранов потребовал от нас соответствующей бдительности, поставил задачу срочно формировать красногвардейские отряды в противовес формируемых Щербачевым белогвардейским отрядам.
В это время офицеры нашего 36-го корпусного авиаотряда ушли к Щербачеву, а солдаты и авиаспециалисты, во главе с Солдатским Исполнительным Комитетом, остались преданными Советской власти и большевистской партии.
В создавшихся условиях, когда все офицеры покинули 36-й корпусной авиаотряд, председатель ВРК тов. Баранов приказал также от имени В.И. Ленина солдатскому исполнительному комитету 36-го корпусного авиаотряда полностью взять власть в свои руки и на базе этого авиаотряда создать 1-й красногвардейский авиаотряд.
Как известно, П.И. Баранов, кроме председателя ВРК фронта, одновременно был тогда и председателем Комитета всех большевистских организаций частей этого фронта и держал тесную связь с товарищем Лениным. Поэтому все его указания и приказы нами выполнялись точно и безоговорочно, как партийное поручение ЦК большевистской партии.