Оглавление

Удирая от преследующих меня истребителей противника, я дал полный газ мотору, а самолет «Ньюпор-24» при увеличении скорости начинает жать на ручку управления, как бы просится скорей пустить его на высоту. Я освободил ручку управления, рискуя потерять скорость самолета и сорваться в штопор, и стал быстро набирать высоту, да так, что у меня ноги задрались выше головы.

Три истребителя противника нагнали меня, но они находились намного ниже моего самолета. Превосходство в высоте в воздушном бою давало мне огромное преимущество. Одноместные истребители не могли вести прицельный огонь по мне снизу, а я сверху имел возможность выбрать удобный момент, чтобы строго прицельным огнем атаковать любого из них. К бою я, однако, не стремился, поэтому спокойно полетел на свою территорию.

Фронт тогда проходил севернее г. Бровары. Противник беспомощно провел меня до Бровар, затем вернулся обратно в Киев, а я, почувствовав свое превосходство над истребителями противника, тоже повернул на Киев, продолжая свою авиаразведку уже с большой высоты. С высоты 5000 метров, при хорошей видимости, я заметил, что леса северо-западнее Бровар покрыты редким туманом. Туман вызвал подозрение, так как кругом нигде таких туманов больше видно не было. Снизившись на 1000 метров, я увидел заполонившие леса войска противника - это была та самая ударная группировка войск противника, скрытно сосредоточенная для дальнейшего наступления в глубь нашей территории. Только раньше предполагалось, что враг будет наносить главный удар с Киева на Кременчуг-Днепропетровск, а теперь выяснилось, что он сосредоточил свои силы на левобережье от Киева и собирается наносить его к северу от Киева в тыл нашему Западному фронту.

ShelMem003.jpg

Я быстро снизился на 200 метров и стал фотографировать с воздуха весь район леса с войсками противника. Затем, набрав высоту, ушел через Бровары к себе на Бобровицкий аэродром. По мне был открыт мощный зенитный огонь противника. Все небо покрылось густыми разрывами шрапнельных и бризантных снарядов. На высоте около 600 метров один из них разорвался под моим самолетом. Самолет взрывной волной опрокинуло, а я получил легкое ранение, был контужен, отчего временно потерял сознание. Очнулся от струи холодного воздуха. Посмотрев на нижнюю правую плоскость крыла, увидел, что четверть этой плоскости превращена в тряпку. Бросил взгляд вперед — снаряд выбил один цилиндр из мотора, сам мотор исковеркан. Сорванный капот закрыл мне видимость вперед между центропланом. Вообще казалось, что на моем самолете все разрушено. С большим трудом я перевернул самолет вниз уцелевшим шасси, и перевел его в планирующий полет в направлении от Бровар на свою территорию. Пролетая уже совсем низко над вражескими окопами, вижу, как разбегаются солдаты противника, считая, видимо, что я буду атаковать их с воздуха. Я же в беспомощном состоянии думал, как бы мне перелететь окопы и посадить самолет хотя бы между позиций.

Вот и окопы. Я прошел почти над головами солдат противника и посадил самолет на выбранной площадке между позициями своих и вражеских войск. Не ожидая остановки, при пробеге самолета, я быстро отвязался, выпрыгнул из него и побежал к своим окопам. На фронте стояло затишье, но вскорости после посадки, по самолету был открыт ураганный пулеметный огонь как со стороны окопов противника, так и со стороны наших войск. Я упал в траву, но вспомнил, что в самолете оставил фотоаппарат «Потэ» с очень важными аэрофотоснимками. Быстро вскочил и, как угорелый, побежал обратно к самолету. Пули свистели кругом, но я был всецело поглощен быстрым изъятием из самолета оставленного там фотоаппарата. Подбежал к самолету, встал на подножку, перевалился через борт кабины самолета и, быстро отстегнув ремень, крепящий фотоаппарат, взял свой «Потэ». Но бежать обратно уже не мог — сапог левой ноги заполнился кровью, она струилась из него ручьем.

Я снова упал в траву, чтобы осмотреть рану: две пули попали мне в левую ногу ниже колена, к счастью, не задев кости. Сгоряча никакой боли не чувствовал, но в сознании мелькнула мысль: быстро могу потерять много крови и не сумею доползти к своим окопам. Молниеносно разорвав нижнюю рубаху, туго перевязал ногу выше раны и стал по-пластунски ползти в траве к своим окопам, буксируя на ремне фотоаппарат. Полз к своим окопам я очень долго, видел, как за мой самолет завязался бой между сторонами, видел, как кавалерийский разъезд противника стал быстро двигаться к самолету, но отогнанный огнем нашей артиллерии, отошел в лес. Когда я подполз к своим окопам, то попал в не менее тяжелое положение: разъяренные красноармейцы встретили меня штыками на перевес, приняв за вражеского лазутчика. Я с криком: «Свой, раненый!» ввалился в окоп. Красноармейцы убрали штыки, промыли и перевязали мне рану, а мой «Потэ» немедленно отправили в штаб дивизии.

Ночью красноармейцы, рискуя своей жизнью, подползли к моему самолету, к шасси привязали конец длинного каната. За канат втащили самолет в окопы, а затем отправили в ремонт. А проявленные аэрофотоснимки оказались действительно очень ценными. Они вскрыли и подтвердили, что в лесах северо-восточнее Бровар находилась ударная группировка противника, которая была вскоре разгромлена сосредоточенными силами всех родов войск 12-й Армии. Вот за это я и был награжден своим первым орденом «Красного Знамени».

В начале августа 1920 г. я уже стал Врид. командира 21-го авиаотряда. А в сентябре 1920 г. был переброшен на Южный фронт и командовал там 16-м разведывательным и 6-м истребительным авиаотрядом в боях с врангелевцами; впоследствии был награжден еще двумя орденами «Красного Знамени» за Гражданскую войну.

Оглавление

Hosted by uCoz