Оглавление

Очаг борьбы с середины января 1919 г. до второй половины апреля сместился в район Тирасполя, где действовал крупный Плосковский партизанский отряд южно-советской армии, под командованием И.Н. Колесникова. Во всех этих боях с интервентами я принимал активное участие, командуя мелкими партизанскими группами, а в Плосковском партизанском отряде действовал при штабе, ведая механизацией и подвижными подразделениями. Во второй половине апреля 1919 г. Плосковский партизанский отряд захватил г. Тирасполь и удерживал его до прихода туда регулярных войск Красной Армии.

С приходом в Тирасполь Красной Армии на базе Плосковского партизанского отряда был создан 400-й стрелковый полк, а на базе Дячищенского партизанского отряда - 401-й стрелковый полк. Оба этих полка вошли под командованием Г.И. Котовского в знаменитую 2-ю бригаду 45-й стрелковой дивизии.

Партизаны-авиаторы 1-го Красногвардейского авиаотряда частично пошли на пополнение 51-го авиаотряда, действующего под командованием летчика-истребителя А. Бербеки, а частично пошли на пополнение Киевской авиашколы летчиков. Я по рекомендации тов. Баранова тоже был направлен в Киевскую авиашколу для обучения на летчика-истребителя. На этом 1-й Красногвардейский авиаотряд прекратил свое существование.

Прибыв в Киевскую авиашколу, я быстро вылетел самостоятельно на учебном двухмоторном самолете «Кодрон», стал успешно проходить летную программу. Во второй половине июня 1919 г. авиашкола была эвакуирована в Москву и влилась в Московскую авиашколу летчиков-истребителей, дислоцированную на Ходынском поле.

В апреле 1920 г. В.И. Ленин дал указание Московской авиашколе: «Среди окончивших авиашколу отобрать самых храбрых украинцев, уже имеющих боевой опыт, и направить их на Юго-Западный фронт для защиты с воздуха столицы Украины - г. Киева». Мне посчастливилось попасть в эту группу. В предписании, которое хранится у меня до сих пор, так и говорится: « ...31-го марта 1920 г. закончил Московскую школу с аттестацией учебного комитета школы - «Очень хорошо»... За время нахождения в школе все возложенные на него обязанности исполнял точно и аккуратно, в полетах зарекомендовал себя спокойным, уверенным и храбрым летчиком.»

Я с рядом товарищей попал в 21-й авиаотряд 12-й Армии. Когда нас направляли на фронт, то передали, что В.И. Ленин поставил перед нами задачу — защищать г. Киев так, как героически защищала его в сентябре 1919 г. в районе деревни Новая Гребля (50 км западнее Киева) 2-я бригада 45-й стрелковой дивизии под общим руководством Г.И. Котовского.

Меня это сильно заинтересовало, поскольку 2-я бригада Котовского состояла из тех красных партизан, с которыми мне пришлось бороться за Советскую власть на юге Украины в партизанских отрядах Дячищина и Колесникова. При ознакомлении выяснилось, что в жестоких схватках 2-й бригады с ударной группировкой деникинской армии, в районе Новая Гребля, красные войска, под руководством Котовского, окружили и полностью уничтожили группировку белых, по количеству в два раза превышающую красных. Это сражение внесло перелом в борьбу с деникинцами на Киевском направлении.

Прибыв на фронт, мы вначале испытывали большие трудности, так как противник обладал 10-кратным превосходством в воздухе. Против трех боевых самолетов нашего 21-го авиаотряда противник выставил 33 своих, более современных боевых машин. Белополяки захватили Киев в начале мая 1920 г. В этих трудных условиях мы получили задание: «Обеспечить с воздуха движение 1-й конной армии Буденного из района Белой Церкви по тылам противника на Житомир, противодействуя Киевской группировке авиации противника». По совету комиссара 21-го авиаотряда тов. Бочкарева мы уточнили местопребывание авиагруппировки противника и характер ее боевых действий. Потом нанесли внезапный удар с воздуха по главному аэродрому противника Пост Волынский, где были сосредоточены все 33 боевых самолета противника. Атака производилась по методу, опробованному против кавалерии - с низких высот. Метод оказался столь же эффективным и при действиях против самолетов противника, сосредоточенных на аэродроме. Мы быстро завоевали господство в воздухе и обеспечили с воздуха маршрут движения конницы Буденного.

Получив превосходство в воздухе, мы стали таким же методом действовать и по кавалерии, и по пехоте, и по другим объектам в тылу противника. Эффективность нашей работы авиации вынужденно признал противник. Так, в своем приказе от 17 июня 1920 г. командующий 3-й ударной армии противника Рыдз-Смиглы писал: «Большевистская авиация показала в последних боях громадные успехи. За последнее время участились воздушные бои, сбрасывание бомб в важных пунктах нашего тыла и интенсивная авиаразведка...».

Партия и правительство высоко оценили наше старание и нашу боевую деятельность при выполнении задания Ленина в 1920 г., наградив всех орденами Красного Знамени, а меня еще и золотыми часами. В приказе 12-й Армии от 20 августа 1920 года говорилось: «Орденом «Красного Знамени» награждается Врид. командира 21-го авиаотряда тов. Шелухин Петр за целый ряд выдающихся по продолжительности и достигнутым результатам боевых полетов, совершенных под обстрелом противника».

Что это были за полеты?

Один из таких боевых полетов мной совершался над Киевом после того, как он был занят белополяками. Захватив Киев, они стали накапливать свои силы в ударную группировку для дальнейшего наступления вглубь советской территории. Штаб 12-й Армии поручил мне систематическими полетами уточнить откуда поступает это накопление новых сил противника и где сосредотачивается эта группировка противника.

Целым рядом глубоких авиаразведок в тыл к противнику и аэрофотосъемкой было установлено, что накопление сил противника идет беспрерывным потоком воинских эшелонов по железнодорожным магистралям. А вот куда войска противника двигались из Киева, долгое время установить не удавалось. Поэтому мне часто и долго приходилось летать над Киевским ж.д. узлом с производством аэрофотосъемок для уточнения состава группировки противника.

Однажды, увлекшись наблюдением за землей, я незаметно для себя оказался окруженным четырьмя истребителями противника.

Мне запрещалось вступать в воздушные бои с противником и предписывалось строго беречь результаты аэрофотосъемки. В данном случае уйти от противника можно было только атакой истребителя, идущего на меня спереди, что я и сделал.

Летал я тогда на одноместном истребителе «Ньюпор-24». Самолет легкий, очень маневренный. По маневренности и набору высоты он превосходил истребители противника, но вот по скорости полета уступал им.

Самолеты на встречном курсе быстро сближались, положение стало угрожающим, не исключалась возможность столкновения. Нервы противника не выдерживают, он торопится и с большой дистанции (1,5-2 километра) дает по мне короткую пулеметную стрельбу, а потом поворачивает в сторону, подставляя борт своего самолета под мой кольцевой прицел. Я молниеносно взял необходимую поправку по прицелу для точной стрельбы и с близкой дистанции выпустил короткие очереди. От самолета противника пошел черный дым, и он стал быстро снижаться. Но опасность еще не миновала: сзади три истребителя противника гонятся за мной, бой происходит над Киевом, в глубине захваченной противником территории, где он быстро сможет получить подкрепление.

Оглавление

Hosted by uCoz