Оглавление

Su2iMod020.jpg

Штурмовик-бомбардировщик ББ-2 (ШБ)

Управление самолетом двойное, смешанное. Руль высоты и элероны имели жесткую проводку, а руль поворота, хвостовое колесо и триммеры — тросовую.

Силовая установка состояла из двухрядного звездообразного 14-цилиндрового поршневого двигателя воздушного охлаждения М-88, максимальной мощности 1100 л.с. и трехлопастного воздушного винта ВИШ-23. Регулировка температуры головок цилиндров осуществлялась створками «юбки» капота двигателя. Маслорадиатор помещался под передней частью фюзеляжа в специальном тоннеле с регулируемой заслонкой. Емкость маслобака 55,5 л (50 кг).

Топливо размещалось в трех баках. Емкость фюзеляжного — 405 л (300 кг), крыльевых - по 175,5 л (130 кг).

Стрелковое вооружение включало три пулемета ШКАС калибра 7,62 мм, два из них неподвижно крепились в отъемных консолях крыла вне зоны вращения винта. Боезапас по 900 патронов на пулемет. Для защиты задней полусферы у штурмана на вращающейся экранированной турели МВ-5 устанавливался пулемет ШКАС с боезапасом 1500 патронов. Бомбы калибром 8-100 кг подвешивались на кассетных держателях в фюзеляжном бомбовом отсеке. Нормальная бомбовая нагрузка составляла 400 кг, а максимальная - 600 кг. Внутренняя подвеска не превышала 400 кг. На наружных бомбодержателях можно было подвешивать бомбы 100 и 250 кг.

Основным источником электроэнергии постоянного тока служил генератор ГС-1000, а аварийным - аккумулятор 12А30.

Радиооборудование - радиостанция РСБ-1 и самолетное переговорное устройство (СПУ-2).

Приборное и аэронавигационное оборудование - стандартный комплект, обеспечивающий полеты в простых и сложных метеоусловиях.

Фотооборудование — фотоаппарат АФА-13.

Полеты на большой высоте обеспечивал комплект кислородного оборудования.

Основные отличия самолета Су-2 М-82 от самолета Су-2 М-88:
-  установлен двигатель М-82 (1700 л.с);
-  установлен винт ВИШ-21;
-  установлена броня штурмана;
-  установлены пулеметы: 4 крыльевых ШКАС, 1 турельный ШКАС и один люковый ШКАС;
-  сняты: РСБ, РПК-2 и АФА-13.

Основные данные серийного самолета Су-2 М-88Б (М-82):

Длина самолета, мм

10250

Размах крыла, мм

14300

Площадь крыла, м2

29,0

Масса самолета, кг:

- пустого

2995 (3213)

- полетная нормальная

4345 (4700)

Максимальная скорость км/ч:

- у земли

378 (430)

- на высоте, м

455/4400

(474/3200)

Время набора высоты 5000м, мин

12,6(9,8)

Практический потолок, м

8900 (8400)

Дальность полета, км

820(790)

Длина разбега, м

610(450)

(Данные в скобках относятся к самолету Су-2 М-82)

Помимо серийных модификаций самолета Су-2 в ОКБ П.О. Сухого проектировались и строились модификации этой машины, по тем или иным причинам не доведенные до серийного производства.

5 мая 1938 года КО при СНК СССР утвердил план опытных и экспериментальных работ по самолетостроению на 1938-39 годы.

Один из пунктов этого плана предусматривал создание скоростного штурмовика-бомбардировщика (ШБ) с мотором М-88 или М-63 в трех экземплярах со сроками сдачи соответственно в июне, июле и августе.

Работа поручалась конструкторскому отделу П.О. Сухого. Машина проектировалась на основе построенного и прошедшего испытания самолета «Иванов» (СЗ).

До августа 1938 года шло проектирование самолета цельнометаллической конструкции. Однако решение НКОП об экономии металла заставило перейти на деревянную конструкцию фюзеляжа, а позднее и всего самолета.

К концу года был готов эскизный проект, завершилась постройка макета, на 60% выполнено рабочее проектирование.

Планировалось на первом экземпляре самолета установить мотор М-88, на втором - М-80, а на базе третьего П.О. Сухой предполагал спроектировать одноместный штурмовик с мотором М-80.

В конце 1938 года заказчик снял с плана 1939 года второй экземпляр самолета с М-80, а к середине 1939 года и третий экземпляр.

22 февраля 1939 года комиссия утвердила макет самолета ШБ с М-88. К апрелю на заводе №156 были изготовлены 50% деталей фюзеляжа и 40% центроплана, но отсутствие на заводе древесных материалов тормозило производство крыла. Не следует также забывать, что на заводе №156 помимо коллектива П.О. Сухого размещались КБ: Н.Н. Поликарпова, И.Ф. Незваля, А.Л. Голубкова, В.Н. Беляева, КБ винтовых аппаратов, торпедных катеров и лицензионных самолетов. Каждый коллектив имел свои проекты, реализация которых осуществлялась на опытном производстве завода №156. Все это сказывалось на темпах постройки самолета ШБ.

Оглавление