Рекордный самолет "Родина"
В начале декабря 1937 г., приказом НКОП СССР, конструкторское бюро Н.Н. Поликарпова было переведено с завода № 84 на завод № 156, а Н.Н. Поликарпова назначили главным конструктором завода № 156, вместо арестованного В.М. Петлякова.
В январе 1938 г. постановлением правительства на базе ПГУ НКОП были организованы: управление самолетостроением — Первое Главное Управление (ПГУ) и управление авиационным моторостроением (с марта 1938 г. — 18ГУ). ПГУ возглавил С.В. Ильюшин, а 18ГУ - Г.Н. Королев.
В конце января совершил первый полет самолет СЗ-2, переданный в феврале на госиспытания в НИИ ВВС.
К 1938 г. на заводе №156 располагались конструкторские бюро: Н.Н. Поликарпова, П.О. Сухого, И.Ф. Незваля, А.Л. Голубкова, В.Н. Беляева, винтовых аппаратов A.M. Изаксона, торпедных катеров и лицензионных самолетов.
В мае правительство утвердило план опытных и экспериментальных работ по самолетостроению на 1938—1939 гг. Для КБ П.О. Сухого он предусматривал: создание скоростного штурмовика-бомбардировщика (ШБ) с мотором М-88 или М-63 в трех экземплярах; доводку по плану 1937—1938 гг. штурмовика, разведчика и бомбардировщика «Иванов» (СЗ-1, СЗ-2, СЗ-3) и разработку серийных чертежей по самолету «Иванов». В инициативном порядке планировалось завершить работы по четвертому экземпляру самолета ДБ-2.
М.М. Раскова, П.О. Сухой, B.C. Гризодубова и П.Д. Осипенко у самолета "Родина"
В начале июля сотрудники конструкторского бюро П.О. Сухого: Д.А. Ромейко-Гурко, С.Н. Строгачев и И.З. Заславский обратились с письмом к И.В. Сталину. В нем они указали, что на заводе №156 в последнее время практикуется политика зажима коллектива КБ конструктора П.О. Сухого. Под маркой первоочередности работ по самолету «Иванов» Н.Н. Поликарпова, совершенно прекращены работы по машине СЗ-3, что ставит под сомнение возможность испытать СЗ-3 до конца летнего сезона. Директор завода т. Усачев отдал распоряжение о выемке из стапеля заложенного там крыла самолета СЗ-3, и только отказ ведущего инженера Рыбко выполнить это распоряжение спас подготовленный к обшивке каркас. Детали, изготовленные для самолета СЗ-3, устанавливаются на самолет «Иванов» Н.Н. Поликарпова. Крайне медленно идут работы по самолету СЗ-2. Работы по самолету СЗ-1 остановлены из-за отсутствия редукторного мотора завода №19. В сложившейся обстановке был бы целесообразен перевод КБ Сухого на серийный завод, имеющий хороший опытный цех.
Не видя возможности разрешить этот вопрос в рамках завода и даже ПГУ НКОП, авторы письма обратились к И.В. Сталину с просьбой сказать
«веское, мудрое слово о судьбе машины и их коллектива»
.
Особый сектор ЦК ВКП(б) переадресовал письмо в КО при СНК СССР. На завод №156 командировали исполняющего обязанности главного инспектора при СНК СССР —- Г.П. Лешукова.
Докладная записка Г.П. Лешукова, с выводом: «на заводе №156 создалась явно нездоровая обстановка, требующая вмешательства КО»
и с резолюцией председателя КО В.М. Молотова:
«т. Кагановичу. Прошу разобраться в делах завода №156 и сообщить о принимаемых мерах»
, была отправлена в НКОП СССР. Как и следовало ожидать, все ограничилось лишь сменой руководства завода №156.
Еще в январе 1938 г. пилот агитэскадрильи им. М. Горького В.П. Гризодубова обратилась в правительство с просьбой:
«...разрешить... летом 1938 г. беспосадочный перелет... по маршруту Москва — Хабаровск для побития
абсолютного международного рекорда дальности на одном из самолетов,
имеющихся в ГУАПе...»
. НКОП СССР определил для этих целей самолеты ДБ-2. Второй экземпляр — для тренировки экипажа, а третий, получивший после доработок обозначение «Родина», — в качестве рекордного.