Оглавление

24—25 сентября 1938 г. самолет «Родина» с экипажем в составе: B.C. Гризодубовой, П.Д Осипенко, М.М. Расковой установил мировой рекорд беспосадочного полета по прямой для женщин. За 26 часов 29 минут самолет «Родина» пролетел по прямой 5908,61 км и совершил посадку близ реки Амгунь, в 72 км от поселка Керби.

2 ноября 1938 г. Указом Президиума Верховного Совета СССР «За образцовую работу по организации перелета и хорошую подготовку материальной части самолета «Родина» орденом Трудового Красного Знамени был награжден П.О. Сухой — «конструктор самолетов «Родина» и «СССР-25», а орденом Знак Почета Н.А. Фомин — «ведущий конструктор».

В конце 1930-х гг., исходя из опыта войны в Испании, Китае, учитывая уровень развития боевой авиации капиталистических стран, высшее руководство страны, ВВС РККА пришли к выводу, что уровень технической оснащенности советских ВВС уже не соответствует тем требованиям, которые может предъявить будущая война. Поэтому в условиях надвигающейся угрозы нападения фашистской Германии советское правительство провело ряд мероприятий по коренной реорганизации авиационной промышленности.

21 января 1939 г. постановлением СНК СССР Наркомат оборонной промышленности (НКОП) был разделен на четыре самостоятельных Наркомата: авиационной промышленности; вооружения; боеприпасов; судостроительной промышленности. В состав Наркомата авиационной промышленности (НКАП) вошли следующие главки: 1 ГУ (самолетостроения); 5 ГУ (слаботочное); 10 ГУ (приборное); 18 ГУ (моторостроения). Наркомом авиапромышленности был назначен М.М. Каганович.

В первой половине 1939 г. правительство провело ряд совместных совещаний с командованием ВВС, руководителями ведущих авиационных КБ и НИИ, а также с летчиками-испытателями. По их итогам была намечена программа оснащения отечественной авиации современными образцами техники, к созданию которой привлекались новые творческие силы.

Одним из таких коллективов стал конструкторский отдел 15 завода № 156 во главе с П.О. Сухим, а по сути дела — конструкторское бюро с соответствующей структурой и штатами. Общее количество сотрудников составляло 124 человека, из них: два руководящих работника, 89 инженеров и техников и 33 служащих.

К началу 1939 г. результаты выполнения плана опытного самолетостроения на 1938—1939 гг. этим отделом выглядели следующим образом:
По скоростному штурмовику-бомбардировщику был готов эскизный проект, на завершающей стадии постройки находился макет, а рабочие чертежи выполнены на 60%.
Самолет СЗ-1 был подготовлен к госиспытаниям, но из-за запрета полетов с мотором М-62 в НИИ ВВС не передавался.
Самолет СЗ-2 в августе 1938 г. потерпел катастрофу, связанную с отказом М-62.
Самолет СЗ-3 с мотором М-87 находился в готовности к отправке в Евпаторию для проведения испытаний.

В начале февраля 1939 г. начались совместные испытания СЗ-3. В марте, еще до их окончания, Наркомы обороны и авиапромышленности, учитывая высокие летно-тактические характеристики, достигнутые в ходе испытаний, обратились в КО при СНК СССР с просьбой принять на вооружение РККА самолет «Иванов» с мотором М-87А и организовать серийное производство его на заводе «Саркомбайн». 29 марта 1939 г. КО при СНК СССР постановил организовать производство и выпуск самолета «Иванов» на заводе «Саркомбайн» и Харьковском авиационном заводе № 135.

Саратовский комбайновый завод (СЗК) был передан в авиационную промышленность в 1937 г. С 1940 г. — завод № 292 НКАП.

- Харьковский авиазавод образован в 1926 г. на базе авиационных мастерских «Укрвоздухпуть». 1926 - 1932 гг. — Харьковский авиазавод им. Совнаркома УССР; 1932- 1934 гг. - Харьковский авиационный завод опытного самолетостроения (ХАЗОСС); с 1934 г. — Харьковский авиазавод № 135.

Конструкторское бюро завода возглавляли:

1923- 1934 гг. - К.А Калинин; 1934- 1935 гг. - Д.П. Григорович; 1936-1938 гг. - И.Г. Неман; 1938-1939 гг. - А.Л. Дубровин; 1939-1940 гг. - П.О. Сухой; 1940-1942 гг. — П.Д. Грушин.

В начале 1939 г. НКО и НКАП приступили к подготовке материалов к плану опытного строительства самолетов на 1939—1940 гг. К маю проект плана был отработан. В нем конструкторскому отделу П.О. Сухого определялись следующие задания: многоцелевые самолеты «Иванов» с моторами М-63ТК, М-87А, М-88; штурмовик-бомбардировщик (ШБ) с М-88; одноместный бронированный штурмовик; одноместные истребители с пушкой через редуктор с мотором М-105П ТК и М-105П ТК2 (ранее планировались М-103П ТК и М-103П с двухскоростным нагнетателем); дальний бомбардировщик (ДБ) с моторами М-71ТК. В связи с тем, что согласование плана затянулось, ПГУ НКАП направило неутвержденные задания в производственные организации. К этому моменту серийное производство самолета «Иванов» (ББ-1) с М-87А планировалось развернуть только на заводе № 135, а на СЗК предполагался выпуск самолета «Ш» С.А. Кочеригина. Для оказания технической помощи серийному заводу намечалось назначить П.О. Сухого, по совместительству, временно исполняющим обязанности главного конструктора завода № 135, сохранив за ним конструкторское бюро и производственную базу на заводе № 156. А в качестве заместителя главного конструктора командировать на завод № 135 Д.А. Ромейко-Гурко.

В мае 1939 г. был образован Технический Совет НКАП, в состав которого вошли 33 ведущих специалиста отрасли. Вопросы аэродинамики и прочности в Секторе самолетостроения курировались несколькими специалистами, включая П.О. Сухого.

К середине 1939 г. план опытного самолетостроения на 1939—1940 гг. был окончательно отработан и согласован, а 29 июля утвержден четырьмя десятками постановлений КО при СНК СССР. В связи с внедрением самолета ББ-1 с М-87А в серийное производство на заводе № 135, П.О. Сухой назначался главным конструктором этого завода и с частью конструкторского отдела 15 завода № 156, численностью в 63 человека, переводился в г. Харьков. В его распоряжение передавалась вся опытная база завода № 135. Кроме того, утвержденный план обязал КБ П.О. Сухого:
-  установить на втором опытном экземпляре самолета ББ-1 мотор М-88;
-  установить на самолете ББ-1 мотор М-63ТК;
-  спроектировать и построить штурмовик-бомбардировщик ББ-2 с мотором М-88;
-  разработать эскизный проект одномоторного двухместного бомбардировщика, как дальнейшее развитие ББ-1;
-  разработать эскизный проект одномоторного одноместного бронированного штурмовика как дальнейшее развитие ББ-1;
-  спроектировать и изготовить в 2-х экземплярах одноместный пушечный истребитель с моторами М-105П с ТК-2 и М-106П с ТК-2.

Оглавление

Hosted by uCoz