Оглавление

Tedzhas005.jpg

Продувочная модель LCA

Как уже говорилось выше, LCA задумывался как авиационный комплекс, отвечающий весьма жестким требованиям по скорости и маневренности. Он должен был иметь высокие характеристики устойчивости и управляемости, сравнительно короткую взлетно-посадочную дистанцию, обладать хорошей надежностью и быть простым и дешевым в эксплуатации. В конструкции истребителя предполагалось использовать последние достижения в области авиастроения — компоновку с пониженной статической устойчивостью, композиционные материалы в ключевых элементах конструкции, цифровую многоканальную ЭДСУ, интегральный «борт», выполненный с использованием микропроцессоров, «стеклянную» кабину, современную бортовую РЛС, автоматизированную систему управления торможением и т.д.

Французское участие в формировании облика LCA наложило свой отпечаток на аэродинамическую компоновку машины. Была выбрана схема «бесхвостка», хорошо отработанная на фирме Дассо на самолетах семейства «Мираж». Хотя использование переднего горизонтального оперения дало бы некоторый выигрыш в маневренности, это привело бы к увеличению длины фюзеляжа на 0.76 м, а также возрастанию массы и радиолокационной заметности самолета.

7 января 1986 года организация по оборонным исследованиям и разработкам DRDO (Defense Research and Development Organization) представила премьер-министру страны Р.Ганди и министру обороны детализированный план работ по созданию истребителя, в дальнейшем положенный в основу программы LCA.

Следует сказать, что индийское правительство, традиционно стремившееся в области военно-технического сотрудничества «не класть все яйца в одну корзину», проводило политику одновременного сотрудничества как с Советским Союзом, так и с западными странами. Программа LCA как раз и имела ярко выраженную «западную ориентацию». Помимо Дассо, к участию в программе были привлечены и другие зарубежные фирмы, в частности - Аления (оказывающая содействие в производстве углепластиковых панелей обшивки крыла), Мартин Мариетта (система управления) и ВАЕ (консультации при разработке алгоритмов управления САУ самолета).

В марте того же года Индию посетила делегация МО США, состоящая из 20 человек - специалистов из военных научно-исследовательских организаций, работающих в области авиа- и двигателестроения, а также создания радиоэлектронных систем. Были обсуждены вопросы индийско-американского сотрудничества по программе LCA в таких областях, как постройка фюзеляжа и разработка БРЭО. В ноябре «Пентагон» официально объявил о своем намерении оказать содействие индийской фирме HAL в разработке самолета LCA.

Забегая вперед, скажем, что фюзеляж истребителя все же остался индийским, однако американцы в дальнейшем получили контракты на поставку двигателей, перспективных сплавов и композиционных материалов, а также разработку ЭДСУ.

На теме создания ЭДСУ следует остановиться особо. Создание этого важнейшего элемента собственными силами было отвергнуто индусами еще на ранних этапах реализации программы. В 1988 году свой проект аналоговой ЭДСУ был предложен французской фирмой Дассо. По ряду причин он не удовлетворил индийскую сторону, и в 1993 году для создания четырехканальной цифровой электродистанционной системы управления была выбрана американская фирма Дженерал Дайнэмикс (ныне вошедшая в концерн Локхид-Мартин), получившая к тому времени большой практический опыт в этой области в ходе работ по созданию и совершенствованию самолета F-16.

Работы по отладке ЭДСУ проводились в США методом моделирования на специальном самолете NT-33, а дополнительную проверку система прошла на истребителе F-16. Эти работы завершились в 1996 году.

В 1986 году с американской фирмой Дженерал Электрик был заключен контракт на поставку Индии двигателей F404-GE-F2J3, предназначенных для оснащения опытных самолетов LCA. Предполагалось, что это будет лишь временная мера, а в дальнейшем опытные и серийные индийские истребители получат и индийские двигатели. Однако, как известно, нет ничего более постоянного, чем временное...

Эскизное проектирование самолета LCA началось в сентябре 1987 года и завершилось в ноябре 1988 года. Работы были выполнены при техническом содействии фирмы Дассо (их стоимость составила 10 млн. долл.). Создавался боевой самолет, наиболее полно отвечающий условиям местного театра военных действий и в максимальной степени воплощавший национальный военный опыт (опыт индо-пакистанской войны 1971 года). Анализ, проведенный индийскими специалистами, показал, что новый многоцелевой истребитель по своим основным характеристикам должен быть близок самолету МиГ-21 (отлично зарекомендовавшему себя в воздушных боях с пакистанскими F-86, F-104 и F-6). При этом он должен был отличаться лучшей маневренностью, увеличенной дальностью, расширенным составом и количеством вооружения, а также новой авионикой, обеспечивающей возможность с одинаковой эффективностью бороться как с воздушными, так и с наземными целями.

Концептуально LCA был близок и таким машинам, как JAS 39 «Грипен» (Швеция), «ЦзинГо» (Тайвань) и FC-1 (КНР/Пакистан). При этом на формирование облика этого истребителя оказали влияние не только технические, но и политические факторы: приобретающей все больший международный вес Индии требовалось создать не просто самолет, а своего рода символ, демонстрирующий национальную независимость в области высоких технологий.

Следует сказать, что хотя индийский истребитель предназначался для военно-воздушных сил, еще на ранних этапах программы рассматривалась возможность создания на его базе и палубного варианта самолета. ВМС Индии с 1961 года располагали небольшим авианосцем британской постройки «Викрант» (19500 т), который продемонстрировал свою высокую эффективность в войне 1971 года. А в 1996 году в Англии был закуплен более мощный корабль «Вираат» (бывший «Игл») водоизмещением 28700 т, оснащенный истребителями «Си Харриер». Существовали планы дальнейшего совершенствования авианосных сил и, соответственно, самолетного парка палубной авиации.

Оглавление

Hosted by uCoz