Прошло два года, и старшим офицерам, а также занимавшим должность командира эскадрильи на "содержание прислуги" добавили 200 руб. Перечисленное выше лишь часть мер, направленных на повышение интереса к службе и добросовестному исполнению своих обязанностей. И это нельзя было не заметить. Если даже рядовой лётчик и командир звена получали 1400 и 1700 руб., то это оказывались неплохие деньги для конца сороковых и начала пятидесятых годов. В качестве иллюстрации можно привести следующие цены: мотоцикл Иж-350 (полная копия немецкого мотоцикла ДКВ и фактически из немецких деталей) стоил 4200 руб., прекрасный одноцилиндровый немецкий БМВ с четырёхтактным двигателем в 14 л.с. итого меньше - 3080 руб, автомобиль "Москвич" - 9000 руб., "Победа" - 15 000 руб. Но сложность состояла в другом - их производилось мало, распределялись они по неведомым правилам, обычно через систему Военторга, и возникали сложности с приобретением.
В первые послевоенные годы в частях было много фронтовиков, награждённых не одной государственной наградой, за которые им полагались определённые льготы. Те, кто был награждён орденами, имели право на бесплатный проезд к выбранному пункту и обратный путь. В зависимости от степени заслуг предусматривались денежные награждения: Героям Советского Союза полагалось 50 руб. в месяц; награждённым орденом Ленина - 25 руб.; орденом Красного Знамени - 20 руб.; орденом Красной Звезды - 15 руб. Награждённые медалью "За отвагу" получали 10 руб., медалью "За боевые заслуги" — по 5 руб. Капитаны и майоры, имевшие звание Героя Советского Союза, а следовательно, и награждённые орденом Ленина, получали 75 руб. в месяц! Если учесть, что они имели по пять-шесть орденов и несколько медалей, то практически получали каждый месяц дополнительно по 300-400 руб. В сентябре 1947 г. все льготы на ордена и медали отменили.
После войны произошло существенное омоложение личного состава морской авиации, а длительное совместное проживание, особенно в отдаленных гарнизонах, способствовало созданию атмосферы дружбы и товарищества, так свойственных первым годам послевоенного периода.
Благодаря проводимым мероприятиям широкий размах получило увлечение спортом. Безусловно, предпочтение отдавалось коллективным видам, не требующим специального снаряжения и оборудования: футболу, волейболу, баскетболу, плаванию, водному поло и др. Некоторые любители занимались бегом, плаванием, водными видами спорта в зависимости от расположения части, способностей, физических возможностей и наклонностей. Значительно меньше, во всяком случае среди лётного состава, было любителей парашютного спорта, они появятся позже. Развитию и популяризации спорта способствовала чётко отлаженная система многостепенных соревнований по нескольким видам спорта: полковых, дивизионных, ВВС флотов, флотских, вооружённых сил. На флотских соревнованиях нередко лётчики (а их так называли независимо от должностей и цвета погон: золотые у командного состава, серебряные - у инженерно-технического) обычно оказывались первыми даже в таких традиционно морских видах спорта, как гребля, морское многоборье, плавание, водное поло и др.
Особое место в досуге офицеров, а он часто организовывался совместно с матросами и сержантами срочной службы, занимала художественная самодеятельность. Иногда уровень индивидуального мастерства исполнителей достигал профессионального уровня, а самодеятельные театральные коллективы поражали своей самобытностью.
В первые годы послевоенной жизни имелись своеобразные критические точки: март каждого года ожидали с унынием в связи с очередной компанией подписки на государственные займы, которым каждый раз присваивали новые названия: Восстановления народного хозяйства, Развития народного хозяйства и т.п. Это был своеобразный государственный рэкет, означавший, что офицеры и их семьи не досчитаются одного, а то и двух месячных окладов в год с туманной перспективой на восполнение потери в будущем. Впрочем, как показало дальнейшее, подобные опасения оказались напрасными, и впоследствии вышли так называемые займы погашения с возвращением затраченных сумм. И безусловно, это оказалось приятным сюрпризом для тех, кто сохранил облигации, а ведь многие их просто продали разным жуликам по дешёвке или просто выбросили. Безусловно, подписка проходила в обстановке "всеобщего энтузиазма и одобрения политики партии". Предварительно проводились митинги, собрания и личные собеседования. Отказаться от подписки не представлялось никакой возможности, так как последствия подобного шага для неподписанта могли оказаться самыми непредсказуемыми, и ему грозила опасность зачисления в стан врагов народа.
И наоборот, со скрытой надеждой ожидали начала апреля, когда поставленным голосом диктор объявлял очередной указ о "дальнейшем" снижении государственных розничных цен на промышленные и продовольственные товары.
Снижение цен имело огромное значение, оно воспринималось как показатель укрепления экономики государства и его непосредственно, (как, впрочем, и всё остальное) связывали с именем Сталина.
Это были годы, когда большинство не только искренне верили, но и видели, как восстанавливается страна, как очень медленно, но неуклонно растет благосостояние народа, но никто не только не задумывался, но и не мог знать, за счёт чего и за счёт кого это происходит. Какого-либо реального представления о внутренних процессах, происходящих в стране, никто не имел. Первые послевоенные годы были трудными для всей страны и многострадального народа. Морская авиация закончила войну с триумфом, который флотское руководство и другие руководители старались не замечать, переходила на мирное положение.
Сменялось руководство ВВС ВМФ. В 1947 г., командовавшего в течение восьми лет маршала авиации С.В. Жаворонкова сменил генерал-лейтенант авиации П.П. Лемешко, командовавший до этого ВВС ЧФ. Если первого отличала высокая принципиальность при решении многих вопросов, то второй не обладал подобными качествами. Многие отмечали, что он груб с подчинёнными, излишне придирчив, мелочен. В февраля 1950 г. в должность командующего ВВС ВМС вступил генерал-полковник авиации Е.Н. Преображенский. Мнения о его заслугах и личных качествах также довольно противоречивы.
С 1946 по 1951 г. должность начальника штаба ВВС ВМС исполнял очень талантливый и наиболее грамотный специалист - генерал-лейтенант авиации A.M. Шугинин. Благодаря его энергии и умелому руководству штабом и ВВС флотов многие вопросы, особенно в период освоения новой техники, решались оперативно. Ему принадлежит ряд работ по истории морской авиации и анализу опыта её применения во Второй мировой войне.
Наряду с расформированием авиационных частей и соединений, созданных "по обстановке" в годы войны, отрабатывались некоторые новые структуры, но коренных преобразований пока ещё не последовало. В основу оперативно-тактической подготовки было положено изучение опыта действий морской авиации в Отечественной войне.
Авиационные части готовились к будущим войнам на опыте прошедшей войны, что нельзя признать вполне обоснованным. Значительное внимание уделялось минно-торпедной авиации, которая показала высокую эффективность. Экипажи самолётов-бомбардировщиков приступили к освоению бомбометания с больших высот. Постепенно ВВС флотов приступили к освоению полётов в сложных метеорологических условиях с использованием посадочных систем.
Боевая подготовка происходила в сложной обстановке на старой технике при нехватке топлива и запасных частей. Для поддержания лётных навыков широко использовались лёгкомоторные самолёты.
Постепенно обустраивались военные гарнизоны, в них кипела жизнь.