В соответствии с принятым стереотипом ТАСС заявило: "самолёт-нарушитель скрылся в сторону моря". Американское правительство поставило вопрос о незамедлительном возврате уцелевших членов экипажа сбитого самолёта. Вразумительных и исчерпывающих объяснений посол США в СССР Ч. Болен так и не получил, что, впрочем, можно было ожидать. Без последствий остался и ответный материальный иск американского руководства.
Предположение, что американский самолёт был сбит в отместку за Ил-12, имеют основания, но не более того.
Через некоторое время в газетах появилось сообщение о награждении Рыбакова орденом Красного Знамени и Яблоновского орденом Красной Звезды.
8 мая 1954 г. в 9 ч 21 мин два самолёта RB-47, взлетевшие с аэродрома военно-воздушной базы Фэйрфорд в Великобритании пересекли государственную границу СССР в районе Кольского полуострова и более 30 мин производили полёт над территорией Советского Союза.
Естественно, хотя и с запозданием, нарушителей перехватила пара МиГ-17 1619-го иап ВВС СФ. Истребители обстреляли самолёты-нарушители с больших удалений без видимого успеха (впоследствии в зарубежных средствах массовой информации сообщалось о незначительных боевых повреждениях одного из самолётов). После этого на нарушителей воздушного пространства навели самолёт МиГ-17ПФ, пилотируемый заместителем командира эскадрильи 614-го иап ВВС СФ капитаном М. Китайчиком, считавшимся одним из лучших лётчиков-снайперов, но и это ничего не изменило.
Командный пункт вывел МиГ-17ПФ на цель, которая углубилась уже в воздушное пространство страны на 100 км. Атаки самолётов, начавшиеся над советской территорией (маршрут полёта самолётов RB-47: точка в море сев. о. Кильдин 280 км - Зеленцы - 30 км зап. Мурманска - Мончегорск - 20 км сев. Кандалакши), закончились в районе озера Онкамойарви (Финляндия), и все они оказались безуспешными.
По случаю этого беспрецедентного по своей наглости нарушения и неэффективности сил и средств ПВО произвели "большую разборку". Для изучения обстановки "на месте" прибыла высокая комиссия, возглавляемая Министром обороны СССР, заместителем председателя Совмина СССР Н.А. Булганиным с крупными специалистами, преимущественно из "компетентных" органов. В частности, как Булганин, так и его сопровождение высказывало недоумение по поводу того, что лётчики после израсходования боеприпасов не нашли другого оружия для уничтожения врага (по их логике самолёты-нарушители следовало таранить, что представлялось не только бессмысленным, но и вряд ли возможным, так как самолёты-нарушители отстреливались). К этому следует добавить, что на перехват нарушителей перенацелили самолёты, отрабатывавшие воздушные стрельбы в зоне, а следовательно, с ограниченным боекомплектом.
После разборки последовали организационные выводы и некоторые кадровые перестановки. В частности отстранили от должности командующего авиацией СФ генерал-лейтенанта авиации И.И. Борзова и назначили его с понижением - начальником Центральных лётно-тактических курсов усовершенствования офицерского состава авиации ВМС в Риге. Капитана Китайчика вообще отстранили от лётной работы.
С момента инцидента прошло 43 г., когда в газетах вдруг появилась сенсационная статья ("Новая газета" №7 (427), 17-23 февраля 1997 г.). Её автор утверждал, что акция предпринималась по приказанию главнокомандующего стратегической авиацией США Куртиса Ли-Мея. Экипажи самолётов (в статье упоминается о трёх самолётах) имели задачей облёт ядерных стратегических баз на Кольском полуострове с тем, чтобы спровоцировать русских на ответные действия и создать прецедент для нанесения ядерного удара. Считается, что подобная мотивация имеет под собой реальную основу - ретивый американский вояка слыл ярым антикоммунистом и имел сокровенную мечту покончить с СССР. Если и дальше судить по публикациям, тем более подобных газет, то только сдержанность советской стороны помогла сохранить мир. Конечно, это вымысел досужих журналистов, для убедительности со ссылками на конкретных лиц. Более же реальной целью подобного полёта можно считать стремление американцев проверить эффективность ПВО, и они своей цели, похоже, достигли.
Не прошло и четырёх месяцев, как произошёл очередной инцидент.
4 сентября 1954 г. пара самолётов МиГ-17, поднятая по тревоге с аэродрома Центральная Угловая, в период 19 ч 10 мин - 19 ч 20 мин в точке южнее мыса Островной 35 км (Японское море) сбила самолёт VP-2 "Нептун" эскадрильи VP-19 ВМС США. Экипаж самолёта пропал без вести.
Холодное противостояние и атмосфера постоянной напряжённости приводила к трагическим ошибкам с человеческими жертвами. Летом 1954 г. РЛС системы ПВО зафиксировали, что в воздушном пространстве в районе Находки (Японское море) появилась посторонняя цель. Впоследствии она снизилась и, развернувшись, удалилась в международные воды, а операторы этот маневр прозевали. В это время с учебного бомбометания на полигоне в бухте Анна возвращалась группа самолётов Ту-14 46-го мтап ВВС 5-го ВМФ, и по заключению того же поста РЛС у замыкающего самолёта не работал радиолокационный ответчик "Я свой".
"Умные головы" на земле, вместо того, чтобы запросить у КП ВВС 5-го ВМФ, сколько самолётов находится в воздухе в этом районе, в погоне за дешёвой славой, решили, что это пристроился самолёт-нарушитель и подняли в воздух пару МиГ-15 535-го иап 32-й иад с ведущим капитаном П. Бышевым. Бышев вышел на «самолёт-нарушитель», но, по-видимому, был подслеповат, знаки государственной принадлежности на хвостовом оперении и крыльях не разобрал и доложил, что перед ним самолёт "Канберра".
Не менее безответственные руководители дали команду сбить самолёт-нарушитель, которым оказался самолёт Ту-14 49-го мтап 25-й мтап ВВС 5-го ВМФ, пилотируемый лейтенантом Мужжавлевым.
Асы мирного неба
Несмотря на то, что РЛС первых бомбардировщиков не отличались высокими характеристиками, они, тем не менее, явились шагом вперёд и обеспечивали возможность прицеливания при бомбометании по радиолокационно-контрастным целям и, безусловно, использовались в целях навигации.
Самолёты МиГ-15 в сравнении с последними поршневыми истребителями имели преимущество в скорости и высоте полёта, но, как и прежде, могли применять оружие только по визуально видимым целям.
Прошло совсем немного времени, и в 1952 г. на смену МиГ-15бис начали поступать самолёты МиГ-17, также с двигателями ВК-1. Внешне самолёт отличался увеличенной стреловидностью крыла (в корневой части до 45 град.), на метр был удлинён фюзеляж, доработаны воздушные тормоза, внесены другие изменения.
Максимальная скорость полёта самолёта достигала 1152 км/ч, более чем на 1000 м в сравнении с МиГ-15 увеличился практический потолок.