Предыдущая Оглавление Следующая

WingOSea120.jpg

Разведчик Ту-16Р

На Ту-16Р устанавливались ТРД типа РД-3М с увеличенным ресурсом. Набор авиационных фотоаппаратов обеспечивал повышенную чёткость аэрофотоснимков. Для съемок в ночное время устанавливался специальный фотоаппарат.

Экипажи самолётов Ту-16Р приступили к систематическим разведывательным полётам по планам флотов, летом 1961 г. впервые в истории авиации ВМФ был выполнен полёт продолжительностью 11 ч. 48 мин. на Северный полюс с двумя заправками в полёте экипажем майора Ф.В. Узлова. Экипажи 317 осап авиации ТОФ приступили к систематическим полётам в Тихий океан и во многом способствовали совершенствованию приёмов разведки. С заправкой в воздухе экипажи вели эпизодическую разведку подходов к Восточному побережью островов Японии для своевременного обнаружения АУГ ВМС США, следующих в ВМБ Йокосука. Первые контакты с АМГ обычно сопровождались перехватами истребителей. Решили попытаться избежать преждевременного обнаружения и на практике отрабатывать и проверять приёмы скрытного ведения воздушной разведки (с выходом на визуальный контакт под лепестком диаграммы направленности корабельных РЛС). Совершенствовались также приёмы использования бортовых средств РТР.

Сложность полётов с аэродрома Елизово состояла в том, что при резком ухудшении метеоусловий на нём экипажи оказывались в затруднительном положении, запасных аэродромов поблизости у них не было. Эта же эскадрилья, используя для базирования аэродром Анадырь, эпизодически выполняла разведывательные полёты вдоль Северного побережья Аляски.

Когда силы флота отошли от собственных берегов, а авиация стала выполнять полёты в воздушном пространстве над международными водами, возник ряд проблем, в том числе, связанных с безопасностью. Для авиации это имело особое значение.

Следовало на договорной основе с другими государствами определить порядок облёта кораблей, особенно авианосцев в период, когда на них производятся полёты, не создавать опасные инциденты, которые могут истолковываться как нападение или действия, приведшие к нежелательным последствиям.

Основания для этого имелись. Так при облёте авианосца ВМС США в Норвежском море 25 мая 1968 г. потерпел катастрофу самолёт Ту-16Р, пилотируемый майором Плиевым. Попытки штаба авиации ВМФ взвалить ответственность за катастрофу на американские палубные истребители оказались несостоятельными. Из кадров киносъёмки, представленных через посольство американской стороной следовало, что самолёт, следовавший на недопустимо малой высоте, при развороте задел консолью за воду.

Самолёты-разведчики, состоявшие на вооружении авиации ВВС и ВМФ, были дозвуковыми. Это существенный, но не вполне убедительный довод в пользу необходимости иметь разведывательные самолёты, способные развивать сверхзвуковую скорость в ущерб остальным качествам. Тем не менее в морскую авиацию поступило 45 самолётов-разведчиков Ту-22Р, разработанных на базе серийного Ту-22, который создавался, начиная с 1953 г.

Опытный самолёт "105" (главный конструктор Д. Марков) впервые поднялся в воздух 21 июня 1958 г, а 7 сентября 1959 г. был облётан прототип серийного бомбардировщика. Производство самолётов Ту-22 началось на авиационном заводе в Казани в 1960 г., на вооружение он поступил в 1962 г.

Самолёт-разведчик Ту-22Р - это моноплан со среднерасположенным крылом и однокилевым хвостовым оперением. Компоновка планера имела ряд особенностей: большая стреловидность крыла и хвостового оперения (52 и 55 град.); крепление двигателей к пилону киля; управляемый стабилизатор. В носовой заострённой части фюзеляжа, которая служила поводом для бесчисленных острот, а длительные перерывы в полётах для доработок шутники объясняли тем, что на самолётах затачиваются носы, располагалась кабина на три члена экипажа

Штурман размещался ниже лётчика. Кроме индикаторов навигационного оборудования и бортовой РЛС в кабине штурмана устанавливался оптический синхронно-векторный прицел ОПБ-15. Непосредственно за лётчиком размещался стрелок-радист. Рабочие места членов экипажа оборудовались катапультируемыми вниз креслами К-22, практически не оставлявших им никакой надежды на спасение при покидании самолёта на малых высотах. Кресла перед посадкой членов экипажа опускались вниз, после занятия ими исходного положения поднимались в верхнее положение и стопорились.

Основным силовым элементом крыла был кессон с размещёнными в нём топливными баками.

Шасси самолёта трехопорное: спаренные управляемые колёса на передней стойке, давление в пневматиках основных колёс шасси (по четыре на каждой тележке) по 14,4 кг/кв. см, что исключало возможность эксплуатации самолёта даже с хорошо укатанных грунтовых аэродромов. К посадочным устройствам относится также тормозной парашют, состоявший из двух частей общей площадью 104 кв. м.  Он размещался в контейнере и рассчитывался на применение до скорости 350 км/ч.

Управление самолётом одинарное. Его основные элементы: управляемый стабилизатор, руль направления и элероны. Некоторые системы, например, управление стабилизатором, имели многократное резервирование.

Предыдущая Оглавление Следующая

Hosted by uCoz