Предыдущая Оглавление Следующая

Носовые двигатели (тяга по 10500 кг) снабжены поворотными насадками, чтобы направить реактивную струю под крыло (режим наддува) или над крылом на крейсерском режиме для создания дополнительной тяги. На разбеге в режиме поддува под крыло носовые двигатели снижают гидродинамические нагрузки, особенно при взлёте с неспокойной водной поверхности.

Кормовой маршевый двигатель НК-12МК (тяга 15500 кгс) снабжён двумя воздушными соосными винтами АВ-90 диаметром 6 м.

Топливо для двигателей в количестве 28000 кг размещается в цистернах, расположенных в корневой части крыла.

Для обеспечения систем экраноплана сжатым воздухом и питания бортсети постоянным и переменным током предназначены две ВСУ типа ТА-6.

Бортовые системы экраноплана получились комбинированными с использованием как корабельного, так и авиационного оборудования. Для удаления воды из грузовой кабины в забортное пространство предусмотрена шпигатная система. Экраноплан оборудован якорным, буксировочным и швартовными устройствами. Вооружение экраноплана - пулемёт калибра 12,7 мм в верхней части кабины.

Экипаж включал девять человек: два лётчика, штурман, бортинженер, бортмеханик, бортинженер радиотехнических средств, бортрадист, командир огневых установок.

На первом из поступивших в состав ВМФ десантном экраноплане МДЭ-150 флаг ВМФ был поднят 3 ноября 1979 г. Второй и третий: МДЭ-155 и МДЭ-160 были приняты в состав ВМФ соответственно 27 октября 1981 г. и 30 декабря 1983 г.

В соответствии с Постановлением ЦК КПСС и Совмина СССР от 26 марта 1980 г. предусматривалось строительство в 12-13 пятилетках еще четырех экранопланов проекта 903. Главный штаб ВМФ готовил проект постановления о постройке семи экранопланов проекта 904 и 903 дополнительно.

Все экранопланы предполагалось включить в состав Краснознамённой Каспийской флотилии (КФл), а ответственность за их эксплуатацию и техническое обслуживание возложить на авиацию ВМФ. Без согласования со штабом авиации начальник Главного штаба ВМФ директивой от 29 мая 1970 г. установил, что командир экраноплана и его заместитель должны комплектоваться лётчиками, имеющими опыт полётов на летающих лодках, штурман - флотский офицер, остальные члены экипажа - наземные специалисты.

WingOSea317.jpg

Крупнейший экраноплан в мире "КМ"

WingOSea318.jpg

СМ-6 — прототип "Орленка"

В то же время командующий авиацией ВМФ генерал-полковник авиации И.И. Борзов имел свою точку зрения относительно экранопланов, полагая, что они не имеют никакого отношения к авиации.

Руководство авиации ВМФ в феврале 1982 г. направило письмо заместителю главкома ВВС М.Н. Мишуку с просьбой, чтобы НИИ ВВС приняли участие в испытаниях одного из экранопланов. Обращение авиации ВМФ имело целью показать, что экранопланы, построенные и испытанные по нормам и требованиям, принятым в ВМФ и МСП, ни в коей мере не могут считаться летательными аппаратами. Представители ВВС подготовили замечания, из которых следовало, что экраноплан действительно никаким требованиям, предъявляемым к самолетам, не соответствует.

Но это не подействовало на Главный штаб ВМФ. В марте 1984 г. главком ВМФ установил годовые нормы эксплуатации экранопланов: не более 50 взлетов-посадок, 15 амфибийных выходов, наработка двигателей предусматривалась в 100 ч, продолжительность планово-профилактического ремонта - пять дней ежемесячно, навигационные ремонты (к которым относятся регламентные и ремонтные работы, замена выработавших ресурс устройств и систем) - два раза в год по 15 суток. В итоге только на эти работы, не считая некоторые непредвиденные, отводилось 90 суток в год.

1 июня 1984 г. экранопланы вошли в дивизион кораблей-экранопланов бригады десантных кораблей КФл. К этому времени удалось подготовить к управлению четырёх командиров кораблей.

Эксплуатация экранопланов шла неритмично, сопровождалась длительными перерывами: МДЭ-150 в течение семи месяцев из двенадцати ремонтировался и модернизировался, МДЭ-155 через четыре месяца после поступления дорабатывался 13 месяцев.

В июле 1984 г. штаб авиации ВМФ, основываясь на замечаниях специалистов ВВС, предпринял очередную неудавшуюся попытку «откреститься» от экранопланов. Но в следующем месяце Главное управление кораблестроения ВМФ информировало авиацию о предполагаемом увеличении количества экранопланов и создании из них соединения на БФ. Предполагалось в 12-13 пятилетках дополнительно построить на заводе «Красное Сормово» 11 экранопланов проекта 904 со сдачей головного в 1988 г. и последующим строительством десантных кораблей нового проекта.

Предыдущая Оглавление Следующая

Hosted by uCoz