Предыдущая Оглавление Следующая

WngODeck027.jpg WngODeck029.jpg
Заслуженный летчик-испытатель СССР Герой Советского Союза Н.Ф. Садовников Испытания по торможению 110-3 с помощью аварийного барьера "Надежда"
 
WngODeck028.jpg WngODeck030.jpg
Отработка торможения аэрофинишером самолета Т10-3 на комплексе "Нитка", 1983 г.

Вскоре началась и практическая отработка трамплинного способа взлета опытных истребителей - летающих лабораторий на комплексе «Нитка». Летом 1982 г. комплекс оборудовали экспериментальным трамплином Т-1, спроектированным в Невском проектно-конструкторском бюро и изготовленным на Черноморском судостроительном заводе в Николаеве. Он имел высоту 5 м, длину 60 м, ширину 30 м и угол схода 8,5°.

К испытаниям были привлечены соответствующим образом доработанные прототипы истребителей 4-го поколения: 3-й экземпляр Су-27 исходной компоновки (Т10-3) и 7-й летный экземпляр МиГ-29. Кроме того, для этих целей ЛИИ выделил самолет МиГ-27, ранее использовавшийся в рамках программы создания корабельного истребителя МиГ-23К, а МЗ им. П.О. Сухого - опытный штурмовик Су-25. На Су-25 предполагалось отработать возможность укороченного взлета самолетов-штурмовиков в интересах повышения мобильности частей ВВС и обеспечения их базирования на аэродромах с короткими или разрушенными ВПП.

Испытания Т10-3 на «Нитке» начались 24 июля 1982 г., когда летчик-испытатель Н.Ф. Садовников выполнил первую пробежку с задержников. Первый взлет с трамплина Т-1 осуществил 21 августа летчик-испытатель ММЗ им. А.И. Микояна А.Г. Фастовец на МиГ-29. Спустя неделю, 28 августа, с трамплина стартовал и Т10-3, управляемый Н.Ф. Садовниковым. Взлетная масса самолета в этом полете составила 18200 кг, длина разбега - 230 м, а скорость отрыва - 232 км/ч. 9 сентября с Т-1 стартовал на Т10-3 и В.Г. Пугачев.

Всего в ходе первого этапа испытаний на комплексе «Нитка», продолжавшегося до 17 сентября 1982 г., на самолете Т10-3 было выполнено 27 взлетов, в т.ч. 17 - с трамплина Т-1. При взлетной массе 18000 кг длина разбега самолета была доведена до 142 м, а скорость отрыва снизилась до 178 км/ч. Максимальная взлетная масса Т10-3 при взлете с трамплина составила 22000 кг. В полетах на Т10-3, помимо Садовникова и Пугачева, принимали участие летчик-испытатель МЗ им. П.О. Сухого А. Исаков и летчик ЛИИ В. Гордиенко. За этот же период на «Нитке» было выполнено 36 полетов на самолете Су-25. Около 20 полетов на МиГ-29 осуществили летчики-испытатели ММЗ им. А.И. Микояна А.Г. Фастовец, А.В. Федотов и Б.А. Орлов. Минимальная дистанция разбега МиГ-29 при старте с трамплина составляла 150 м, минимальная скорость схода - 180 км/ч, а максимальная взлетная масса — 14500 кг.

По результатам первого этапа испытаний самолетов на комплексе «Нитка» было принято решение об изменении профиля взлетного трамплина. Расчеты специалистов ЛИИ, ЦАГИ и ОКБ показали, что наилучший результат будет достигнут, если поверхность трамплина будет образовывать не дуга цилиндра, как на Т-1, а кривая третьего порядка. Угол схода самолета с трамплина при этом увеличится с 8,5 до 14,3°. Пока строился новый трамплин, получивший название Т-2, летом 1983 г. на «Нитке» приступили ко второму этапу испытаний самолетов - отработке посадки на аэрофинишер на втором блоке комплекса.

Первые пробные посадки на наземный аэрофинишер «Светлана-2» выполнили в июне 1983 г. на дооборудованном гаком опытном МиГ-27 летчики ЛИИ А.В. Крутов и С.Н. Тресвятский. В ходе этих экспериментов подбиралась необходимая толщина троса, высота его подъема над поверхностью и циклограмма работы тормозных машин.

Летом 1983 г. гаком оснастили и Т10-3, а также МиГ-29. Поскольку летный ресурс Т10-3 был уже исчерпан, самолет решили использовать для отработки торможения на аэрофинишере без выполнения полетов. С помощью собственных двигателей машина разгонялась по полосе до скорости 180-240 км/ч и «наезжала» на аэрофинишер. «Наезды» выполнялись как на трех точках, так и с поднятой передней опорой шасси. Первое зацепление Т10-3 за трос аэрофинишера при скоростной рулежке выполнил 11 августа 1983 г. Н.Ф. Садовников, затем в этих испытаниях приняли участие В.Г. Пугачев и И.В. Вотинцев.

Предыдущая Оглавление Следующая

Hosted by uCoz