Оглавление

«ВОПЯЩИЙ ГРОМ»

. АЭРОАРХИВ

Андрей ХАРУК

XF-84H001.jpg

К началу 50-х гг. прошлого века большинство боевых самолетов ВВС США имели реактивные силовые установки. Турбореактивные двигатели (ТРД) устанавливались на всех новых истребителях и бомбардировщиках, обеспечивая им высокую максимальную скорость и большую высоту полета. Но в то же время из-за большого удельного расхода топлива реактивные самолеты имели относительно небольшую дальность полета, особенно на фоне все возрастающих тактико-технических требований.

Для компенсации этого недостатка были выработаны два основных подхода - применение подвесных топливных баков (ПТБ) либо дозаправка в воздухе. Но дозаправка в воздухе годилась только для стратегических бомбардировщиков, а для тактической авиации в то время применялась лишь при перегоночных перелетах, и то весьма ограниченно. ПТБ же позволяли снять остроту проблемы для истребителей-перехватчиков, но для истребителей бомбардировщиков представлялись отнюдь не лучшим решением — они занимали место на внешних узлах подвески, снижая тем самым боевую нагрузку.

Несколько иной была ситуация в морской авиации, где практически единственными реактивными самолетами были истребители. Палубные штурмовики и патрульные самолеты берегового базирования по старинке оборудовались поршневыми двигателями, поскольку для самолетов, действующих над морем, ключевое значение имели дальность и продолжительность полета (а для палубных самолетов — ещё и меньшая посадочная скорость винтовых машин по сравнению с реактивными).

Но поршневые двигатели не имели перспективы развития, поэтому специалисты ВМС США обратили внимание на турбовинтовые двигатели (ТВД), имевшие меньший расход топлива по сравнению с ТРД, но развивавшие большую мощность, чем поршневые моторы.

ТВД привлекли внимание и командования ВВС, считавшего их вполне подходящими для истребителей-бомбардировщиков - ведь такие самолеты по определению действуют на небольших высотах, большая скорость для них не была определяющим качеством, а вот большая дальность и продолжительность полета (время нахождения над целью), а также большая боевая нагрузка были исключительно важны.

В морской авиации в указанный период наиболее многообещающим считался ТВД ХТ40 фирмы «Аллисон», развивающий мощность порядка 6000 л.с. (в поздних модификациях -более 7000 л.с). Он планировался к установке на большинство перспективных флотских самолетов: палубные штурмовики Дуглас XA2D-1 «Скайшарк» и Норт Америкэн XA2J-1 «Сэвидж», патрульную летающую лодку Конвэр XP5Y-1, истребители вертикального взлета и посадки Конвэр XFY-1 «Пого» и Локхид XFV-1. XT40 представлял собой «спарку» двигателей Т-38, приводящих через общий редуктор винт (или же два соосных винта).

ВВС проявили определенный интерес к ХТ40, и в 1951 г. совместно с флотом инициировали программу строительства турбовинтового истребителя-бомбардировщика с высокими летно-тактическими характеристиками, сочетающего в себе лучшие черты самолетов реактивных (высокая скорость полета и скороподъемность) и винтовых (большая дальность полета, низкая посадочная скорость, небольшой разбег и пробег). Предполагалось построить четыре прототипа - три для ВВС и один для флота.

За разработку турбовинтового истребителя-бомбардировщика взялась фирма «Рипаблик Авиэйшн Корпорэйшн» из Фармингдейла. Конструкторскую группу возглавил Джозеф Фримэн.

XF-84H002.jpg

Истребитель F-84F «Тандерфлэш»

Оглавление

Hosted by uCoz