Оглавление

Yak130sr003.jpg

Первый Як-130 прибыл в Липецкий авиацентр

Учебно-боевой самолет нового поколения Як-130 разработан ОКБ им. А.С. Яковлева, входящим в корпорацию «Иркут». Выпускается на Иркутском авиационном заводе и на Нижегородском авиационном заводе «Сокол».

Судьба этой машины сложилась не просто. Первоначально, в далеком 1991 г., самолет планировалось запустить в серию уже в 1995 г.

В декабре 2003 г. на нижегородском заводе «Сокол» закончили постройку планера Як-130 в серийной конфигурации и в январе следующего года его отправили в ОКБ для проведения статических испытаний. Эти испытания под контролем автоматизированной информационно-измерительной системы начались в марте. В середине января 2004 г. на «Соколе» началась наземная отработка систем и оборудования первого Як-130 серийной конфигурации. Параллельно велась отработка систем на комплексном стенде оборудования. ОКБ им А.С. Яковлева вело отработку системы дистанционного управления (СДУ), стендовые испытания системы энергоснабжения самолета и испытания системы спасения экипажа на реактивной дороге. Продолжалась сборка второго серийного самолета Як-130.

30 апреля 2004 г. первый самолет Як-130 серийной конфигурации с бортовым номером «01» впервые поднялся в небо с ВПП завода «Сокол». Пилотировал его старший летчик-испытатель ОКБ, Герой России Роман Таскаев.

11 февраля 2005 г. на «Сокол» прибыл главнокомандующий ВВС РФ генерал армии Владимир Михайлов с группой генералов и старших офицеров ВВС. Генералы выразили желание опробовать новый самолет в воздухе. После доклада летчика-испытателя Романа Таскаева о готовности Як-130 к полету, первым на нем стартовал главком ВВС, совершив получасовой ознакомительный полет. «Я четверть века сам летал в задней кабине учебных самолетов, обучал курсантов, но такой превосходной машины еще не видел, — сказал Михайлов. - Машина проста в управлении, соответствует современным требованиям. Молодые пилоты, отлетав на ней, будут уверенно чувствовать себя в кабинах современных самолетов».

После главкома летали на самолете начальник 929-го Государственного летно-испытательного центра ВВС им. В.П.Чкалова генерал-лейтенант Юрий Трегубенко и в то время заместитель главкома по авиации генерал-лейтенант Александр Зелин.

5 апреля 2005 г. второй самолет Як-130 серийной конфигурации выполнил свой первый полет. Пилотировали машину летчик-испытатель ОКБ им. А.С. Яковлева Василий Севастьянов и шеф-пилот ОКБ Роман Таскаев.

И первую, и вторую машину ОКБ им. А.С. Яковлева строило на внебюджетные средства, поэтому для подготовки к испытаниям второго самолета потребовалось определенное время на подготовку комплектующих комплекса бортового оборудования и силовой установки.

Все самолеты Як-130 серийной конфигурации оснащались двухконтурными турбореактивными двигателями АИ-222-25, разработанными Запорожским моторостроительным КБ «Прогресс» им. А.Г. Ивченко. Первые машины комплектовались двигателями установочной партии, которые собирало ГП «Ивченко-Прогресс» в кооперации с ОАО «Мотор Сич» (Запорожье) и ММПП «Салют» (Москва). В декабре 2003 г. два таких двигателя были поставлены на летные испытания в составе силовой установки первого учебно-боевого самолета Як-130 серийной конфигурации. Именно с ними он и совершил первый полет 30 апреля 2004 г. Государственные (сертификационные) испытания двигателя АИ-222-25 завершились в 2005 г.

26 октября 2005 г. ОАО «ОКБ им. А.С. Яковлева» и ГНИИ КИ ВВС подписали «Акт готовности самолета Як-130 №02 к проведению государственных совместных испытаний». Военные сделали вывод, что самолет к государственным испытаниям готов. Николай Долженков, первый заместитель генерального конструктора и технического директора ОКБ им. А.С. Яковлева, тогда сказал: «Силами двух бортов, после 80-100 зачетных полетов, мы планируем получить предварительное заключение на самолет Як-130 «в учебно-тренировочных задачах». В законченной конфигурации это будет учебно-боевая машина, но предварительное заключение будет получено на самолет в учебно-тренировочном варианте. Вооружение мы планируем опробовать на втором этапе государственных испытаний».

Существовал еще, правда, ряд организационных проблем, ведь Як-130, по существу, стал первой совершенно новой машиной, которая поступала на вооружение ВВС России за последние 15 лет. Тем не менее самолет вышел на государственные испытания.

Оглавление