Последняя серия производства Саратовского завода. Р-10 после войны. 1945 год.
Вынужденная посадка. 1943 г.
И тем не менее в войне «десяточка» поучаствовала, и, надо сказать, совсем неплохо. Из известных фактов, наиболее ярко себя проявили эти самолеты в 1942 году, на южном участке фронта. В середине зимы полк Р-10, получивший вскоре обозначение 23-го, был включен в состав авиации Азовской военной флотилии. В течение весны — лета 1942 года около двух десятков этих машин базировались на аэродроме в Ейске, откуда вели активную боевую деятельность по разведке и уничтожению вражеских плавсредств в акватории Азовского моря.
Вот некоторые выписки из боевых донесений этого периода:
«8 мая 2 Р-10 атаковали и уничтожили неприятельский катер. 14 мая 4 Р-10 парами вели разведку плавсредств. Один самолет разбился при посадке.
11 июня в 6.40 утра 2 Р-10 обнаружили в районе Ачуева 6 вражеских катеров под прикрытием 3 Me-109. Один катер в результате атаки был потоплен. В воздушном бою наши самолеты получили повреждения, но все вернулись на базу.
15 июня 2 Р-10 атаковали и повредили 2 катера противника.
20 июня; 2 Р-10, 6 Ил-2 и одна «Аэрокобра» атаковали в Азовском море вражеские катера. Предположительно уничтожено 4 катера. В воздушном бою сбит один и подбит один Me-109. Наши потери один Ил-2 и один Р-10. 8 июня 2 Р-10 в 15 милях юго-западнее Мариуполя атаковали 10 вражеских катеров. Один катер потоплен, один поврежден.
20 июля 6 Р-10 обнаружили и атаковали в 15 милях восточнее Мариуполя 3 БДБ (быстроходных десантных баржи) и два катера. Были отмечены два попадания авиабомб в баржу. Атаки двух Me-109 против наших самолетов были безрезультатны..."