Предыдущая Оглавление

Такая боевая деятельность продолжалась до осени 1942 года. В связи с ухудшившейся обстановкой на фронте и отступлением Красной Армии, 23-й авиаполк был переведен в состав ВВС Черноморского флота. Самолеты полка (Р-10 и Ил-2) — в район Новороссийска. В этот период Р-10 используются для бомбардировки наступающих немецких войск на горных кавказских перевалах. В отдельных вылетах участвовало до 15 машин. Активная деятельность вела, естественно, и к потерям. По состоянию на 22 декабря 1942 года, когда 23-й авиаполк базировался на аэродроме в Бабушерах, здесь оставалось всего восемь машин типа Р-10. Эти оставшиеся самолеты действовали по наземным войскам вплоть до весны 1943 года. Они привлекались для патрулирования побережья Черного моря и охраны судов от нападения вражеских катеров. Одной из последних известных акций Р-10 на Черном море стал вылет пары Р-10 на прикрытие транспорта «Кремль».

Летом 1943 года три Р-10 имелось в составе 6-й смешанной авиаэскадрильи авиации Балтийского флота. Самолеты эскадрильи (кроме Р-10 имелись 6 Ил-2 и один Пе-2) базировались в течение лета на аэродромах Выстав и Новая Ладога. Применялись для штурмовок финских плавсредств на Ладожском озере. Одна из известных акций Р-10 — бомбардировка причалов в бухте Саунамиеми.

Начиная со второй половины 1943 года, упоминание о боевых действиях самолетов типа Р-10 не встречается. Трудно сейчас сказать, до какого точно срока самолеты этого типа находились на фронте — вполне возможно, что отдельные из них дотянули и до конца войны. По крайней мере, имелись тогда на аэродромах эти разведчики, переоборудованные в скоростные связные машины. Под обозначением ПС-5 разоруженные разведчики перевозили связных офицеров и срочные грузы. Небольшое количество стареньких «десяток» использовалось для обучения в летных школах.

На сегодняшний день ни одного Р-10, к сожалению, не сохранилось.

Предыдущая Оглавление