Предыдущая Оглавление Следующая

An12013.jpg

Поисково-спасательный Ан-12БК в сопровождении норвежского F-104G

Для показа высокому военному начальству Ан-12 перегнали на Центральный аэродром им. М.В.Фрунзе в центре Москвы. При посадке, из-за несогласованных действий экипажа, самолет грубо «скозлил», развернулся на 90 градусов, задел землю винтами двигателей правого полукрыла и остановился. Правая стойка шасси разрушилась.

Для продолжения испытаний из Иркутска в Москву (Раменское) перегнали второй Ан-12 (заводской номер 8900102). На нем впервые для тяжелых самолетов выполнялись исследования срывных характеристик, показавшие, что от момента срыва до входа в установившийся штопор проходит некоторое время, за которое экипаж может и должен предпринять адекватные меры и предотвратить катастрофу. Сегодня такие испытания обязательны для всех самолетов.

В конце 1958 г. Ан-12 был передан на госиспытания в НИИ ВВС, причем часть программы выполнялась в Киеве. В районе п. Бузовая с октября 1959 г. до апреля 1960 г. отрабатывалось воздушное десантирование людей и грузов. Кроме Лысенко, командирами экипажей были Ю.В.Курлин и И.Е.Давыдов.

Производство и модификации

В СССР Ан-12 выпускался серийно на трех авиазаводах в:
-   Иркутске, 1957-62 гг.,  155 экз.;
-   Воронеже, 1960-65 гг., 258 экз.;
-   Ташкенте, 1962-72 гг.,  830 экз.

Представителями генерального конструктора на заводах были:
Иркутск - А.И. Шиврин, A.M. Леонтьев, В.З. Брагилевский, Г.А.Луговой;
Воронеж - Н.П. Соболь, А.М. Кондратьев, В.П.Теплов, Я.Д. Голобородько;
Ташкент - В.Ф. Ерошин, П.В. Балабуев, Х.Г. Сарымсаков, Н.А.Погорелов, Я.Н. Приходько, И.Г. Ермохин.

В процессе производства и эксплуатации Ан-12 претерпел ряд модификаций, отличающихся от базовой (см. техописание) машины следующим:

Ан-12А(1961 г.) Установлены двигатели АИ-20А (4000 э.л.с.) и 4 дополнительных мягких топливных бака в крыле в зоне двигателей (общая емкость баков доведена до 16600 л). Грузоподъемность увеличена до 20 т.

Ан-12Б (1963 г.) В отъемных частях крыла сделаны кессон-баки (общая емкость баков доведена до 19500 л). Для автономного запуска двигателей и питания бортовой сети до высоты 1000 м в левом обтекателе шасси установлен турбогенератор ТГ-16. Триммер руля направления увеличен, два задних бомбодержателя сняты, добавлено рабочее место борттехника. Для погрузки несамоходной техники массой до 8 т лебедки БЛ-52 заменены на БЛ-1500.

АН-12П/АП/БП (1963 - 1989 гг.) Установлены топливные баки под полом между шп. № 14 и шп. № 24 (5500 л) и между шп. № 33 и шп. № 41 (4350 л).

Ан-12БК (1967 г.) Установлен двигатель АИ-20М (4250 э.л.с), модернизирован комплекс оборудования. Проем грузового люка увеличен по порогу на 105 мм, по бортам установлены обтекатели грузового люка. Турбогенератор ТГ-16 заменен на ТГ-16М, обеспечивающий запуск двигателей до высоты 3000 м. Установлены лебедки ГЛ-1500ДП с дистанционным управлением, кран-балки грузоподъемностью 2300 кг и грузовые трапы - сиденья.

В ходе эксплуатации различные варианты Ан-12 в массовом порядке оснащались следующей аппаратурой:
 «Клин» (Ан-12А/Б, 1965 г.) - контроль места самолетов в боевых порядках;
«Яхта» (Ан-12БК, 1969 г.) - засекречивание переговоров экипажа с землей и другими самолетами;
75Т (Ан-12БК, 1971 г.)   - обеспечение полетов по зарубежным авиатрассам;
«Звено» (Ан-12БК, 1972 г.)  -    пилотирование в плотных боевых порядках;
 «Кремний» (Ан-12БК, 1974 г.) - дальняя навигация.

An12014.jpg An12015.jpg
Летающие лаборатории для испытания новых средств обнаружения подводных лодок

Предыдущая Оглавление Следующая