В сентябре 1941 года американский журнал "Авиэйшин" информировал своих читателей о том, что японцы держат мировой рекорд по количеству летных происшествий и поэтому готовят по 1000 пилотов в год. Эксперты журнала также заявили, что "парк японских самолетов или уже безнадежно устарел или близок к этому".
А истина была такова: японские летчики-истребители были прекрасно подготовлены, имели боевой опыт, полученный в небе Китая и Маньчжурии, и летали на новых истребителях "Зеро", изумительно легких и маневренных. До появления такой машины, как Грумман F4F "Уайлдкэт", а позднее F6F "Хэллкэт", американцы не могли что-либо реально противопоставить "Зеро". Уж во всяком случае не Брюстер "Буффало". Привожу таблицу их сравнения, судите сами:
Характеристики |
Мицубиси А6М2 "Зеро" |
Брюстер F2A-3 "Буффало" |
Взлетный вес, кг |
2400 |
3245 |
Мощность двигателя, л.с. |
950 |
1200 |
Максимальная скорость, км/ч |
531 |
483 |
Нагрузка на крыло, кг/м |
107 |
166 |
Дальность полета, км |
3050 |
1450 |
Вооружение: |
||
пушки |
2 х 20 мм |
- |
пулеметы |
2 х 7,7 мм |
4 х 12,7 мм |
В оригинале характеристики приведены в английской системе мер (прим. перев.).
Итак, "Буффало" был большим и тяжелым, как баржа, с хорошей бронезащитой, но никуда не годным вооружением; тогда как "Зеро" был исключительно легким, с фантастической дальностью полета и двумя пушками, стрелявшими разрывными снарядами. Благодаря своей маневренности "Зеро" всегда имел преимущества перед "Буффало", и чтобы уйти из-под огня, пилотам Брюстеров приходилось крутить бочки с такой перегрузкой, какую только они могли выдержать. Что же касается максимальной скорости "Буффало", то даже небольшая величина, которая указана в таблице, и та вызывает сомнения. Рассказывают случай, когда "Буффало" сопровождали группу бомбардировщиков "Блэнхейм", и пилотам бомбардировщиков пришлось убирать газ, чтобы Брюстеры не отстали! Об их скороподъемности и говорить не приходится: чтобы набрать 21000 футов (6400 м), им требовалось целых полчаса, так как мощность двигателя Райт "Циклон" при подъеме на высоту резко падала.
Прототип XF2A-1 "Буффало" в одном из первых испытательных полетов. Он летал на 25 миль в час (40 км/час) медленнее, чем было заявлено.
Командующий ВМС Японии Мисатаке Окумия писал: "Недооценка противника была непростительной ошибкой американцев и англичан, и лучшей иллюстрацией к этому служит то, что F2A "Буффало" американские авиационные круги расхваливали как "самый мощный истребитель на Востоке" и "истребитель, превосходящий любой самолет японских ВВС". Но вступать в борьбу с "Зеро" для пилотов "Буффало" было равносильно самоубийству."
Трудно поверить, но карьера "Буффало" начиналась довольно успешно - ведь он был первым истребителем-монопланом американского флота. Его соперником в борьбе за серийное производство был биплан фирмы Грумман. И хотя в те годы руководство флота придерживалось мнения, что монопланы невозможно эксплуатировать с авианосцев,"Буффало" победил в конкурсе, так как превосходил конкурента в скорости полета. Кстати, о конкурсе. Ко времени разработки "Буффало" флот выдвинул особое требование к истребителям, принимаемым на вооружение: на последнем этапе испытаний новый самолет должен был набрать максимальную высоту, а затем перейти в крутое пикирование до самой земли с работающим на полную мощность двигателем. Если после выхода из пике крылья останутся на месте, считайте, что заказ ВМФ у вас в кармане. А если нет - молите Бога, чтобы обломки упали прямо на кладбище. За этот садистский трюк летчику предлагались весьма недурные деньги.