Оглавление Следующая

Исторический очерк развития боевого вертолета*

Юрий Г. Григорьев. Полковник запаса, кандидат военных наук/ Киев

Фото из архива редакции

Как известно, развитие винтокрылых летательных аппаратов продолжается более пяти веков. Однако даже вторая мировая война прошла без применения вертолетов, если не считать эпизодических вылетов на корректировку артогня и выполнение некоторых специальных заданий. Последовавший затем стремительный прогресс этого типа ЛА привел к тому, что уже в 60-х годах вертолеты окрестили «оружием третьей мировой войны»**. Гипербола? Несомненно. Но это выражение подчеркивает, что речь идет о качественно новом средстве вооруженной борьбы, без применения которого не мыслятся теперь никакие боевые действия, которое поколебало взгляды на общевойсковой бой, на мобильность войск и на поддержку их с воздуха.

Появление ядерного оружия, вызвав революцию в военном деле, привело к огромному несоответствию огневой мощи и мобильности войск. Традиционная задача быстрого маневрирования силами приобрела особое значение в связи с необходимостью их сосредоточения для своевременного использования результатов ядерных ударов, а также рассредоточения для снижения потерь от ударов противника. Требование повышения мобильности войск в условиях ядерной войны совпало с необходимостью увеличения подвижности регулярной армии в локальных конфликтах, где боевые действия часто ведутся против партизан, бандформирований и т.п. (например - Вьетнам, Афганистан). С помощью грузовиков и бронемашин эта проблема решалась лишь частично, и военные теоретики обратили внимание на вертолет как на новое средство передвижения войск.

Вертолет как транспортное средство пехоты

У вертолетов на пути их принятия на вооружение оказалось достаточно противников. Так, в 1948 г. командование ВВС США отказалось закупать вертолеты, ибо придерживалось невысокого мнения об их летных качествах. Начальник отдела по определению потребностей в вооружении ВВС даже заявил: «Идея вертолета необоснованна с аэродинамической точки зрения. Это все равно, что поднять самого себя за шнурки от ботинок. Как летательный аппарат он никуда не годится». Большинство же серьезных аргументов против вертолетов сводилось к их низкой экономической эффективности (трудности технического обслуживания по сравнению с самолетами, большой расход топлива) и предполагаемой высокой уязвимости от огня ПВО.

Однако положительный опыт применения вертолетов в корейской войне (1950-1953 гг.) произвел на ряд военных руководителей США сильное впечатление. В Соединенных Штатах начался «вертолетный бум». Около десятка фирм создали более 20 типов геликоптеров, поступивших в вооруженные силы. К 1955 г. они располагали 3500 винтокрылыми машинами, 1961 г.- 4047, 1966 г.- 7317, 1967 г.- 8902, 1968 г. - 10188, 1969 г. - 11467, 1970 г. - 12014. Это значительно больше, чем во всех остальных странах мира, вместе взятых.

В 1965 г. в США возникло уникальное соединение сухопутных войск - аэромобильная дивизия, 428 (!) штатных вертолетов которой тремя вылетами могли перевезти весь ее личный состав - 13000 человек. Дивизия сразу же была переброшена в Южный Вьетнам, ставший полигоном для проверки концепции аэромобильности. К 1970 г. там уже насчитывалось около 4000 вертолетов. Открытие их важной роли на поле боя явилось одним из наиболее важных уроков войны во Вьетнаме. Подчеркивая это, бывший начальник Штаба армии США генерал У. Уэстморленд заявил, что, если бы не вертолеты, численность войск во Вьетнаме пришлось бы увеличить на один миллион человек.

Поражает объем перевозок на вертолетах во Вьетнаме. Так, с января 1962 г. по февраль 1970 г. транспортные и многоцелевые вертолеты США совершили 24,7 млн. вылетов, перебросили по воздуху 38,5 млн. человек, 3,5 млн. т грузов и боевой техники. Только один тип вертолета СН-46 к середине 1969 г. совершил более 625 тыс. вылетов, перевез 1 млн. 330 тыс. солдат и офицеров, около 30 тыс. тонн грузов, эвакуировал 120 тыс. раненых. Известен пример, когда батарея 105-мм гаубиц за одни сутки перебрасывалась на СН-46 с одной огневой позиции на другую 36 раз. Многоцелевые вертолеты оказались также незаменимым поисково-спасательным средством. За период 1965-1969 гг. с их помощью было спасено 40471 человек, в том числе 55% катапультировавшихся летчиков.

Тактико-технические данные вертолетов — транспортных средств пехоты

Тип вертолета, страна, год принятия на вооружение

Экипаж, чел.

Кол-во двигателей, мощ., л.с

Масса, кг

Скорость, км/ч

Дальность полета, км

Полезная нагрузка, чел. /груз, кг

Вооружение

Пустого

Взлет.

Крейсер.

Макс.

Многоцелевые

Ми-8МТ, «Хип»* СССР, 1970 г.

3

2x2200

7260

12950

230

250

365

24/4000

пулемет, НАР

UD-1D, «Ирокез» США, 1963 г.

2

1x1400

2360

4300

190

205

510

11/1800

пулеметы

UH-60A, «Блэк хок» США, 1979 г.

2

2x1540

4820

9200

270

300

600

11/3600

пулеметы

SA-119B, «Алуэтт-3» Франция, 1970 г.

1-2

1x590

1100

2100

190

210

480

6/680

пулемет, 4 ПТУР

AS-322M, «Супер Пума» Франция, 1986 г.

2-3

2x1880

4460

9350

280

295

840

25/4500

пулемет, 37 НАР

А-109А, «Хирундо» Италия, 1976 г.

1-2

2x420

1415

2450

280

310

565

7/1000

пулемет, 4 ПТУР

Транспортно-десантные

Ми-6, «Хук»* СССР, 1957 г.

6

2x5500

27240

44000

200

300

545

61/12000

пулемет

Ми-26, «Хейлоу»* СССР, 1981 г.

5

2x11400

28200

58000

250

290

600

82/20000

-

CH-47D, «Чинук» США, 1983 г.

2-3

2x3750

10180

22680

250

300

740

44/12700

-

CH-53G, «Стеллион» США, 1969 г.

3

2x3945

10650

19000

280

315

550

38/8000

-

SA-330B, «Пума» Франция, 1969 г.

2-3

2x13300 (так в тексте)

3360

6700

270

280

620

20/2500

-

NH-90 Франция, Италия, ФРГ 1997 г.

2-4

2x2110

4000

8000

260

295

700

20/2000

-

* Код НАТО


* Согласно Военной энциклопедии к боевым относятся вертолеты: огневой поддержки, противотанковые, транспортно-десантные и противолодочные.

**Дж. Томпкинс «Оружие третьей мировой войны». Перевод с английского. М., Воениздат, 1969.

Оглавление Следующая