Вооружение основных модификаций вертолета Ми-24 |
||||||
Система вооружения |
Ми-24А |
Ми-24Д |
Ми-24В |
Ми-24П |
||
Ракетное |
ПТУР |
4х9М17М «Фаланга М» |
4х9М17П «Фаланга ПВ» |
8х9М114 «ШТУРМ-В» |
||
НАР |
4хУБ-32 (128 неуправляемых ракет С-5К1 или С-5КО) |
4хБ-8-В-20 (80хНР С-8)* |
||||
Бомбардировочное |
4 точки подвески: ОФАБ-100(250); разовые бомбовые кассеты РБК-250(500) |
|||||
Стрелковое |
встроенное |
пулемет 12,7-мм на подвижной установке БК=900 п. |
четырехствольный пулемет 12,7-мм на подвижной установке БК=1470 п. |
неподвижная пушка 30-мм ГШ-30-2 БК=250 сн. (позже - подвижная ГШ-23) |
||
подвесное |
- |
2 гондолы ГУВ-1, в каждой: один пулемет 12,7-мм БК=750 п. и два пулемета 7,62-мм БК=3600 п. |
||||
- |
4 гондолы ГУВ-М, в каждой гранатомет 30-мм, БК=300 гранат |
|||||
- |
- |
2 контейнера с пушками УПК-23-250 |
||||
десанта |
6 шкворневых пулеметных установок (ШПУ) |
|||||
Прицельные устройства |
летчик |
ПКВ |
АСП-17В |
АСП-17В, ноч. визир |
||
оператор |
УР |
9Ш121 |
«Радуга-Ф» |
«Радуга-Ш» |
||
Пушки |
К-10 |
КПС-53АВ |
ПКИ, нашлемный ПНВ-57Е |
|||
Бомб |
ОПБ-1Р |
* В Афганистане - 4 тяжелые НР С-24. Пуск производился залпом
![]() |
![]() |
Один из первых серийных Ми-24А | Ми-24 ведет огонь тяжелыми НАР С-24 |
Если в США геликоптеры с самого начала поступали на вооружение армейской авиации (род сухопутных войск - почти «воздушная кавалерия»), то советские вертолетные части прошли тернистый путь организационно-ведомственной неразберихи. Лишь в ноябре 1991 г. они попали к тем, кто в них больше всего заинтересован, - сухопутным войскам.
Советский «вертолетный бум» начался в 50-е гг. Автор книги «Оружие третьей мировой войны» пугал своих консерваторов-военных тем, что Советы признали значение вертолетов и стали их применять по меньшей мере на 10 лет раньше американцев; что в СССР показывали иностранным военным наблюдателям захват объектов с помощью Ми-4; что Як-24, способный перевозить 16 человек, «джип» и легкую полевую пушку, создан на 10 лет раньше американского аппарата подобного типа. Все это так. Да только десант на Ми-4 был именно показным, а Як-24, вопреки утверждениям американского журналиста, массово так и не строился.
Созданием транспортно-десантных вертолетов для Советской Армии занималась всего лишь одна «фирма» - ОКБ М.Л. Миля. Ее успехи на этом поприще были действительно велики. Ми-4, созданный в конце 1952 г., получил Золотую медаль на всемирной выставке в Брюсселе. В июне 1957 г. совершил первый полет Ми-6 - самый грузоподъемный и скоростной вертолет тех лет. В 1965 г. поступил в крупносерийное производство довольно удачный многоцелевой вертолет Ми-8. Продолжателями линии «супертяжеловесов» стали Ми-10 и Ми-12, в 1969 г. поднявший 40,15 т груза на высоту 2250 м (это достижение до сих пор остается непревзойденным), а также Ми-26, поступивший в войска в начале 80-х гг. Всего же на вертолетах ОКБ М.Л. Миля установлено без малого 1000 мировых рекордов.
Однако темп серийного выпуска этих машин оставался невысоким, их хватало лишь для формирования отдельных (в прямом и переносном смысле слова) вертолетных частей. Вообще количественную оценку парка вертолетов Советской Армии ввиду отсутствия открытых данных дать чрезвычайно трудно. Остается положиться на грубую экспертную оценку. Ко времени массовой «аэризации» американских войск (начало 60-х гг.) в СССР насчитывалось 14 военных округов плюс группы войск за границей. Если допустить, что в каждом из указанных объединений был один вертолетный полк (примерно 60 машин), то в сумме получится около тысячи вертолетов, то есть почти на порядок меньше, чем у американцев*. Другими словами, прекрасная идея повышения мобильности войск в СССР так и не была полностью реализована. Посудите сами - количество вертолетов в американских дивизиях составляет: механизированной (бронетанковой) - 146 шт., легкой пехотной - 97 шт., воздушно-штурмовой - 370 шт.; в советских же дивизиях - отряд из 18 вертолетов. Заметим, что в Афганистане находилось немногим более 400 советских вертолетов.
Однако перевозка солдат и грузов по воздуху ведет не только к повышению мобильности войск, но и к превращению поля боя в «пространство боя», к необходимости оказывать огневое воздействие на противника как в ходе наземного сражения, так и на маршруте перелета. Такую поддержку пехоте может оказать вертолет нового класса - вертолет-штурмовик.
* К началу 90-х гг. было построено 2300 экз. Ми-24 (прим. ред.)