Вертолет как средство огневой поддержки войск
В 1956 г. в Советской Армии одновременно ликвидировали кавалерию и штурмовую авиацию. Атомное оружие, межконтинентальные ракеты и сверхзвуковые самолеты «ослепили» военных теоретиков. «Десятилетие перехватчиков» (60-е гг.) стало периодом почти полного забвения задачи непосредственной поддержки войск, для выполнения которой планировалось привлекать слегка модифицированные устаревшие типы истребителей. Удивительно, но даже значительные потери таких самолетов при атаках наземных целей в ходе локальных войн на Ближнем Востоке и в Индокитае не стали поводом для серьезных выводов. В индо-пакистанском конфликте 1971г. все 18 потерянных Су-7Б были сбиты зенитным огнем при повторных заходах на цели.
Прозрение наступило лишь в середине 70-х гг.: в США на вооружение приняли штурмовик А-10 Thunderbolt II, а через несколько лет в СССР - Су-25. В отличие от старой, новая концепция штурмовой авиации предусматривала применение не только самолетов, но и вертолетов-штурмовиков или, как их чаще называют, «вертолетов огневой поддержки» (ВОП) либо «боевых вертолетов». Первые 87 геликоптеров такого назначения в составе 1-й аэромобильной дивизии США в 1965 г. уже воевали в Южном Вьетнаме. Это были многоцелевые UH-1 «Ирокез» с различным вооружением, в том числе 40-мм гранатометом, турельным 7,62-мм пулеметом, пушками калибров 20 и 30 мм, управляемыми ракетами SS-11 и НУРС калибра 70 мм. Всего во Вьетнаме на вертолетах было испытано около 20 систем оружия. Тем не менее, ввиду невысокой боевой живучести, «Ирокез» так и не стал настоящим штурмовиком. Область его боевого применения ограничивалась поражением некоторых объектов на переднем крае и эскортированием десантных групп в воздухе. Армия США испытывала потребность в более совершенной машине специальной конструкции, способной эффективно бороться с любыми целями в условиях интенсивного зенитного огня.
Боевой вертолет АН-64 «Апач»
Для разработки такого вертолета в США развернули конкурсную программу AAFSS (Advanced Aerial Fire Support System), победителем которой признали винтокрыл YAH-56A «Шайен» фирмы «Локхид». Однако, пройдя летные испытания, он не был запущен в серийное производство (две катастрофы и цена около 10 млн. долларов за 1 шт. - наиболее вероятные тому причины). Тем временем фирма «Белл», несмотря на неудачу в конкурсе, разработала на базе UH-1 промежуточный вариант боевого вертолета и уже через 11 месяцев передала его армии для оценочных испытаний, по результатам которых получила контракт на 1 млн. долларов и за шесть месяцев построила вертолет AH-1G «Кобра». В сентябре 1967 г. поступили первые сообщения об успешных действиях этих машин во Вьетнаме.
С весны 1968 г. AH-1G, оснащенный ПТУР TOW, рассматривался уже в качестве основного противотанкового средства в Европе. Все дальнейшие модификации «Кобры» вплоть до последней AH-1W Super Cobra имели аналогичное назначение. (Вообще семейство вертолетов «Кобра» фирмы «Белл» - весьма наглядный пример удачного, экономически выгодного усовершенствования боевых машин.) И хотя во Вьетнаме борьба с танками носила эпизодический характер, американцы сумели выработать тактику нанесения удара по ним: впереди ударной группы на вертолете ОН-6 летит разведчик (он же командир); его прикрывают и подавляют войсковые средства ПВО одна-две «Кобры»; ударная группа (2 AH-1G) подходит на высоте 20 м к району цели, за 3-4 км по команде разведчика делает «горку» (300 м), с дистанции 1,5 км пускает ПТУРы и с резким разворотом со снижением до 10 м уходит от цели.
Применение вооруженных многоцелевых UH-1 и вертолетов огневой поддержки AH-1G на поле боя стало вторым важнейшим уроком Вьетнама. Более того, полученный опыт выбил главный козырь у скептиков о якобы чрезмерно высокой уязвимости вертолетов от средств ПВО. Так, боевые потери вертолетов США за 10 лет войны (1961-1971 гг.) составили 1900 машин, а небоевые - 2300 (!). Одно попадание пули в вертолет приходилось на каждые 590 боевых вылетов, один вертолет подбивали огнем с земли за 6600 вылетов, а на 19700 боевых вылетов приходился только один полностью уничтоженный вертолет. В Лаосе ввиду сравнительно более сильной ПВО потери оказались больше. В Афганистане в 1988 г. один потерянный советский вертолет приходился на 2273 вылета. А как будет выглядеть эта ситуация в Европе, в других насыщенных зенитными средствами регионах?
Тактико-технические данные ударных вертолетов |
||||||||
Тип вертолета, страна, год принятия на вооружение |
Экипаж, чел. |
Кол-во двигателей, мощность, л.с |
Масса, кг |
Скорость, км/ч |
Дальность полета, км |
Вооружение |
||
Пустого |
Взлет. |
Крейсер. |
Макс. |
|||||
МИ-24В, «Хинд»*, СССР, 1974 г. |
2-3 |
2x2200 |
8200 |
11500 |
280 |
335 |
515 |
|
Ми-28, «Хэвок»*, СССР, 1982 Г. |
2 |
2x2200 |
7000 |
11200 |
300 |
350 |
475 |
пушка 30-мм, 16 ПТУР (40 НАР) |
Ка-50, «Хоукэт»*, СССР, 1982 г. |
1 |
2x2200 |
- |
10800 |
- |
350 |
- |
пушка 30-мм, 16 ПТУР (80 НАР) |
AH-1S, «Кобра», США, 1977 г. |
2 |
1x1800 |
2940 |
4540 |
230 |
280 |
500 |
пушка 20-мм, 8 ПТУР (76 НАР) |
АН-64А, «Апач», США, 1984 г. |
2 |
2x1695 |
5000 |
8000 |
290 |
310 |
690 |
пушка 30-мм, 16 ПТУР (76 НАР) |
«Линкс», АН.7, Англия, 1988 г. |
2 |
2x900 |
2600 |
4540 |
275 |
330 |
630 |
пулемет (пушка), 8 ПТУР (38 НАР) |
ВО-105Р, ФРГ, 1979 г. |
2 |
2x420 |
1250 |
2400 |
245 |
270 |
575 |
6 ПТУР |
SA-342M, «Газель», Франция, 1980 г. |
2 |
1x870 |
975 |
1900 |
260 |
310 |
750 |
4-6 ПТУР |
А.129, «Мангуста», Италия, 1986 г. |
2 |
2x895 |
2400 |
3700 |
250 |
285 |
630 |
8 ПТУР (52 НАР) |
РАН-2, «Тигр», ФРГ, Франция, 1997-98 гг. |
2 |
2x1290 |
3300 |
5600 |
250 |
280 |
- |
пушка 30-мм, 8 ПТУР, 4 УР воздух-воздух «Стингер» |
* Код НАТО |