Предыдущая Оглавление Следующая

Вертолет как средство огневой поддержки войск

В 1956 г. в Советской Армии одновременно ликвидировали кавалерию и штурмовую авиацию. Атомное оружие, межконтинентальные ракеты и сверхзвуковые самолеты «ослепили» военных теоретиков. «Десятилетие перехватчиков» (60-е гг.) стало периодом почти полного забвения задачи непосредственной поддержки войск, для выполнения которой планировалось привлекать слегка модифицированные устаревшие типы истребителей. Удивительно, но даже значительные потери таких самолетов при атаках наземных целей в ходе локальных войн на Ближнем Востоке и в Индокитае не стали поводом для серьезных выводов. В индо-пакистанском конфликте 1971г. все 18 потерянных Су-7Б были сбиты зенитным огнем при повторных заходах на цели.

Прозрение наступило лишь в середине 70-х гг.: в США на вооружение приняли штурмовик А-10 Thunderbolt II, а через несколько лет в СССР - Су-25. В отличие от старой, новая концепция штурмовой авиации предусматривала применение не только самолетов, но и вертолетов-штурмовиков или, как их чаще называют, «вертолетов огневой поддержки» (ВОП) либо «боевых вертолетов». Первые 87 геликоптеров такого назначения в составе 1-й аэромобильной дивизии США в 1965 г. уже воевали в Южном Вьетнаме. Это были многоцелевые UH-1 «Ирокез» с различным вооружением, в том числе 40-мм гранатометом, турельным 7,62-мм пулеметом, пушками калибров 20 и 30 мм, управляемыми ракетами SS-11 и НУРС калибра 70 мм. Всего во Вьетнаме на вертолетах было испытано около 20 систем оружия. Тем не менее, ввиду невысокой боевой живучести, «Ирокез» так и не стал настоящим штурмовиком. Область его боевого применения ограничивалась поражением некоторых объектов на переднем крае и эскортированием десантных групп в воздухе. Армия США испытывала потребность в более совершенной машине специальной конструкции, способной эффективно бороться с любыми целями в условиях интенсивного зенитного огня.

HeFHe003.jpg

Боевой вертолет АН-64 «Апач»

Для разработки такого вертолета в США развернули конкурсную программу AAFSS (Advanced Aerial Fire Support System), победителем которой признали винтокрыл YAH-56A «Шайен» фирмы «Локхид». Однако, пройдя летные испытания, он не был запущен в серийное производство (две катастрофы и цена около 10 млн. долларов за 1 шт. - наиболее вероятные тому причины). Тем временем фирма «Белл», несмотря на неудачу в конкурсе, разработала на базе UH-1 промежуточный вариант боевого вертолета и уже через 11 месяцев передала его армии для оценочных испытаний, по результатам которых получила контракт на 1 млн. долларов и за шесть месяцев построила вертолет AH-1G «Кобра». В сентябре 1967 г. поступили первые сообщения об успешных действиях этих машин во Вьетнаме.

С весны 1968 г. AH-1G, оснащенный ПТУР TOW, рассматривался уже в качестве основного противотанкового средства в Европе. Все дальнейшие модификации «Кобры» вплоть до последней AH-1W Super Cobra имели аналогичное назначение. (Вообще семейство вертолетов «Кобра» фирмы «Белл» - весьма наглядный пример удачного, экономически выгодного усовершенствования боевых машин.) И хотя во Вьетнаме борьба с танками носила эпизодический характер, американцы сумели выработать тактику нанесения удара по ним: впереди ударной группы на вертолете ОН-6 летит разведчик (он же командир); его прикрывают и подавляют войсковые средства ПВО одна-две «Кобры»; ударная группа (2 AH-1G) подходит на высоте 20 м к району цели, за 3-4 км по команде разведчика делает «горку» (300 м), с дистанции 1,5 км пускает ПТУРы и с резким разворотом со снижением до 10 м уходит от цели.

Применение вооруженных многоцелевых UH-1 и вертолетов огневой поддержки AH-1G на поле боя стало вторым важнейшим уроком Вьетнама. Более того, полученный опыт выбил главный козырь у скептиков о якобы чрезмерно высокой уязвимости вертолетов от средств ПВО. Так, боевые потери вертолетов США за 10 лет войны (1961-1971 гг.) составили 1900 машин, а небоевые - 2300 (!). Одно попадание пули в вертолет приходилось на каждые 590 боевых вылетов, один вертолет подбивали огнем с земли за 6600 вылетов, а на 19700 боевых вылетов приходился только один полностью уничтоженный вертолет. В Лаосе ввиду сравнительно более сильной ПВО потери оказались больше. В Афганистане в 1988 г. один потерянный советский вертолет приходился на 2273 вылета. А как будет выглядеть эта ситуация в Европе, в других насыщенных зенитными средствами регионах?

Тактико-технические данные ударных вертолетов

Тип вертолета, страна, год принятия на вооружение

Экипаж, чел.

Кол-во двигателей, мощность, л.с

Масса, кг

Скорость, км/ч

Дальность полета, км

Вооружение

Пустого

Взлет.

Крейсер.

Макс.

МИ-24В, «Хинд»*, СССР, 1974 г.

2-3

2x2200

8200

11500

280

335

515

см. табл. «Вооружение Ми-24»

Ми-28, «Хэвок»*, СССР, 1982 Г.

2

2x2200

7000

11200

300

350

475

пушка 30-мм, 16 ПТУР (40 НАР)

Ка-50, «Хоукэт»*, СССР, 1982 г.

1

2x2200

-

10800

-

350

-

пушка 30-мм, 16 ПТУР (80 НАР)

AH-1S, «Кобра», США, 1977 г.

2

1x1800

2940

4540

230

280

500

пушка 20-мм, 8 ПТУР (76 НАР)

АН-64А, «Апач», США, 1984 г.

2

2x1695

5000

8000

290

310

690

пушка 30-мм, 16 ПТУР (76 НАР)

«Линкс», АН.7, Англия, 1988 г.

2

2x900

2600

4540

275

330

630

пулемет (пушка), 8 ПТУР (38 НАР)

ВО-105Р, ФРГ, 1979 г.

2

2x420

1250

2400

245

270

575

6 ПТУР

SA-342M, «Газель», Франция, 1980 г.

2

1x870

975

1900

260

310

750

4-6 ПТУР

А.129, «Мангуста», Италия, 1986 г.

2

2x895

2400

3700

250

285

630

8 ПТУР (52 НАР)

РАН-2, «Тигр», ФРГ, Франция, 1997-98 гг.

2

2x1290

3300

5600

250

280

-

пушка 30-мм, 8 ПТУР, 4 УР воздух-воздух «Стингер»

* Код НАТО

Предыдущая Оглавление Следующая