Ближние разведчики к концу года совершили около 1100 боевых вылетов. Около шестидесяти раз их машины повреждались зенитным огнем, двенадцать -истребителями, но 102-я ЭБР потеряла всего две «рамы». Тем не менее, к марту оставалась всего одна исправная машина, и эскадрилью отозвали в Венгрию, где и расформировали.
Транспортная эскадрилья в 1943 г. в рейсах на фронт налетала 700 тыс. км, перевезла 200 т почты, 110 т различных грузов, 800 раненых и 1700 пассажиров.
С уходом личного состава 102-й ЭДР венгерских авиачастей на фронте не осталось. Завершившаяся военная кампания мадьярских ВВС характеризовалась тем, что они не были уже представлены в качестве самостоятельной силы, а действовали исключительно в интересах германского командования. Немцы такое положение вещей объясняли в первую очередь тем, что венгры летали на самолетах 4-го воздушного флота люфтваффе. Отметим, что с 1 января 1943 г. по 31 марта 1944 г. Германия предоставила в распоряжение своего союзника внушительное количество боевых самолетов - 147 штук: 1 Do215B4, 66 Bf 109(12 F4B, 40 G2 и 14 G6), 51 Ju 88A-4, С и D, 13 Ju 87D-3 и D-5* и 16 FW 189.
Подобная щедрость объяснялась в первую очередь тем, что после понесенных под Сталинградом потерь немцы были заинтересованы в использовании хорошо подготовленных венгерских летчиков. К тому же применение мадьярами германской авиатехники упрощало вопросы материально-технического снабжения и ремонта в фронтовых условиях. Но сразу надо сказать, что немцы предоставляли авиатехнику не новую, а уже с достаточно израсходованным ресурсом и часто нуждавшуюся в серьезном ремонте. Венграм оставалось воспринимать сложившуюся ситуацию как должное.
![]() |
![]() |
Junkers Ju 87 B-2 102/2-й ЭПБ | Тяжелый истребитель Ju 88C-6 |
Несколько слов о событиях в самой Венгрии. Следует отметить, что в мае-октябре 1943 г. мадьярская авиация привлекалась к борьбе с партизанами С.А. Ковпака во время их знаменитого карпатского рейда. По всей видимости, этим занимался базировавшийся в Ужгороде 4-й ДБР. Его экипажи выполняли, в основном, разведполеты.
13 августа 1943 г. над Венгрией впервые пролетели американские бомбардировщики. А уже 17-го будапештские эмиссары заключили в Стамбуле тайное соглашение с западными союзниками о том, что те не будут подвергать налетам объекты на венгерской территории, а мадьяры, в свою очередь, не станут препятствовать пролету англо-американской авиации в своем воздушном пространстве. Несмотря на достигнутую договоренность, обе стороны понимали, что такое положение продлится недолго. Во всяком случае, англо-американское командование запланировало на апрель 1944 г. начало массовых бомбардировок венгерских объектов и для их подготовки с декабря организовало полеты своих разведчиков.
В ноябре 1943 - феврале 1944 гг. над Венгрией пролетали группы бомбардировщиков, направлявшиеся на цели в Австрии, Южной Германии, Польше. 23 и 26 января были отмечены бомбардировки приграничных районов Западной Венгрии. Мадьярские истребители несколько раз поднимались по тревоге, но в бой не вступали.
* По другим данным - 14.