Предыдущая Оглавление Следующая

Официальная статистика потерь ВВС Западного фронта в первый день войны: 528 самолетов погибли на аэродромах, 133 были сбиты вражескими истребителями, 18 - зенитками, 53 не вернулись с боевого задания по невыясненным причинам. Кроме того, в катастрофе разбился 1 самолет, 2 потерпели аварии и 3 совершили вынужденные посадки. Итого потери составили 738 самолетов [20], или почти половину численности ВВС фронта. Узнав об этом, генерал Копец застрелился...

По донесениям участвовавших в боях советских пилотов, им удалось уничтожить 143 вражеских самолета, в том числе 32 Bf 109 и 15 Bf 110.[21] По немецким данным, люфтваффе в полосе группы армии "Центр" потеряли всего 12 самолетов. Обстановка в воздухе сильно сказывалась на положении наземных о. войск. Поспешно выдвигающиеся к границе красноармейские части не смогли взять с собой достаточного количества запасов, а систематические бомбежки ощутимо затрудняли снабжение. Как только советское командование организовывало сопротивление, немцы немедленно призывали на помощь авиацию, наносившую сильнейшие удары. Значительная роль при этом отводилась пикировщикам Ju 87, которые почти не участвовали в разгроме аэродромов, но нанесли большие потери наземным войскам. Если другие бомбардировщики и тяжелые истребители действовали мелкими группами, а подчас и в одиночку, то "Штуки" применялись массированно, сбрасывая бомбы, как правило, с крутого пикирования. Прикрывали их Bf 110 из состава ZG.26. Вот только одно из боевых донесений командующего 4-й армией генерала Коробкова (отправлено в штаб фронта в 11 ч 55 мин): "...Противник превосходит в воздухе, наши авиаполки имеют (30-40% личного состава) потери. Штаб армии, штаб 28 корпуса также бомбили... Прошу задержать продвижение противника с брестского направления авиацией".[22]

Советские штабы объясняли перевес противника в воздухе неполной исправностью материальной части и недоукомплектованностью личным составом. С учетом соединений 3-го авиакорпуса ДВА в боях на Западном фронте могли участвовать 1086 экипажей.[23] Из немецких документов следует, что во 2-м ВФ в воздух могло подняться несколько меньше экипажей [24], но они не задерживались на земле, действуя с большим напряжением, что позволяло постоянно создавать перевес в воздухе на направлениях главных ударов.

8-й авиакорпус генерала Рихтгофена буквально свирепствовал в воздухе. Немцы беспрестанно бомбили Гродно. В первый день войны ни один город не подвергался столь сильным ударам авиации. Германские летчики бомбили и прилегающие к городу районы. К 13 часам на Немане остался только один неповрежденный мост. Многочисленные узлы связи оказались разрушенными настолько сильно, что восстанавливать управление войсками пришлось через делегатов связи.

I2241046.jpg I2241047.jpg
Поврежденный СБ-2М-103 Эти МиГ-3 достались гитлеровцам прямо в заводских ящиках

Немецкое командование было удовлетворено действиями своей авиации. Начальник генерального штаба сухопутных войск генерал Гальдер в этот день записал в своем дневнике: "13.30, из оперативного отдела доложили:

а. Командование ВВС сообщило, что люфтваффе уничтожили 800 самолетов противника (в том числе 2-й воздушный флот - 300 самолетов)... Немецкие потери до сих пор составили 10 самолетов...".

К вечеру в дневнике появилась запись: "Командование ВВС сообщило, что за сегодняшний день уничтожено 850 самолетов противника, в том числе целые эскадрильи бомбардировщиков, которые, поднявшись в воздух без прикрытия, были атакованы нашими истребителями и сбиты".[25]

Анализ обстановки был дан в донесении командования 9-й армии штабу группы армий "Центр", представленном 22 июня в 20 ч 30 мин.

"Обстановка в воздухе.

Сильных налетов не было. Наша авиация во всех отношениях превосходит русскую. Оперативная и тактическая воздушная разведка нигде не встречала существенных препятствий (из предыдущего донесения 4-й армии следовало, что она потеряла всего один самолет-разведчик).

Пока еще нельзя суверенностью сказать, будут ли русские до конца сражаться вблизи границы или же отойдут, чтобы принять бой на тыловых позициях. В любом случае ясно, что в тактическом отношении они застигнуты врасплох. Против факта готовящегося планомерного отхода говорит содержание многочисленных перехваченных радиограмм, показания пленных, неуверенные действия авиации и то, что пока все мосты попали в наши руки невредимыми...". [26]

Архивные источники и литература

1.              ЦАМО, ф.553, оп.5908, д.1, лл.1-10

2.                ЦАМО, ф.208, оп.268301, д.1, лл.3-5

3.    Г.А.Пшеняник. Советские ВВС в борьбе с немецко-фашистской авиацией в летне-осенней кампании 1941 г. М., 1961

4.               ЦГАНХ, ф.8044, оп.1, д.652, л.99

5.                ЦАМО, ф.35, оп.107559, д.5, лл.116-233

6.               Г.К.Жуков. Воспоминания и размышления. Т.1. М., 1988

7.               Groehler О. Geschishte des Luftkriegs. Berlin, 1981

8.              Carell P. Hitler's War on Russia. London, 1971, vol.1 *

9.               Мировая война 1939-1945 гг. Сборник статей. Пер. с немецкого. М., 1957

10.             ЦАМО, ф.208, оп.2683, д.47, л.44

11.             Авиация и космонавтика СССР. М., 1968

12.              Г.Н.Захаров. Я-истребитель. М., 1985

13.              ЦАМО, ф.290, оп.3284, д.1, лл.1-7

14.               Н.С.Скрипко. По целям ближним и дальним. М., 1981

15.            А.В.Федоров. Авиация в битве под Москвой. М., 1975

16.              Nowarra H.J. Luftwaffen Einsats "Barbarossa" 1941. Podzum, 1989

17.                ЦАМО, ф.35, on.11285, д.233, лл.1-16

18.               ЦАМО, ф.35, оп.225930, д.8, л.1

19.              ЦАМО, ф.229, оп.3814, д.35

20.               ЦАМО, ф.35, оп.3802, д.19, л.70

21.              ЦАМО, ф.35, оп.3802, д.15, л.80

22.               ЦАМО, ф.318, оп.4631, д.6, лл.28-29

23.               ЦАМО, ф.35, оп. 11282, д.26 лл. 170-195

24.              U.Balke Der Luftkrieg in Europa Bd 1, Koblenz, 1989

25.               Гальдер Ф. Военный дневник. Пер. с немецкого. М., 1971

26.              ЦАМО, ф.35, оп. 12462, д.547, л. 15

Предыдущая Оглавление Следующая