Предыдущая Оглавление Следующая

Pol39002.jpg Pol39003.jpg Pol39004.jpg

Легкий бомбардировщик Breguet XIX В2

В результате такого влияния в Польше сформировалась концепция боевого применения авиации, основанная на довольно консервативной французской теории. Считалось, что главной задачей воздушного флота будет ведение разведки при помощи разведывательно-бомбардировочных самолетов. Они же будут наносить удары по неприятельским войскам и коммуникациям, а истребители должны были не допускать авиацию противника за линию фронта Эти взгляды отразились на практике строительства ВВС, и в 1923 г. из 13 эскадрилий (130 самолетов) 9 состояло из разведчиков, а 4 — из истребителей.

Разработанный в том же году генералом А. Левеком план развития авиации предусматривал на 1927 г. увеличение числа эскадрилий до 50 (572 самолета), при этом 32 эскадрильи должны были быть разведывательными, 16 — истребительными и 2 — бомбардировочными. Для реализации этого плана правительство закупило во Франции 150 разведывательно-бомбардировочных самолетов Potez XV, расширило собственную авиационную промышленность, основало два новых завода, а также приобрело лицензии на производство Potez XV, XXV и XXVII.

Более совершенную концепцию применения ВВС предложил генерал Владислав Сикорский, который в июне 1924 г. занял пост Военного министра Он намеревался выделить авиацию в самостоятельный род войск и доверить ей выполнение важных задач. Вскоре появился проект плана развития армии, в котором предусматривался 12-летний период развития ВВС Согласно плану к концу 1937 г. Польша должна была располагать 200 эскадрильями (2306 боевых самолетов). В 1924 г. реализацию этой программы начал новый шеф Департамента Аэронавтики генерал Владжимеж Загурский. В течение двух лет он увеличил количество эскадрилий с 15 до 28 (260 самолетов), еще 8 новых эскадрилий находились в стадии формирования. Пользуясь французским кредитом, генерал В. Загурский закупил во Франции 652 самолета (250 разведывательно-бомбардировочных Breguet XIX, 250 истребителей SPAD-61 и 50 SPAD-51, 32 бомбардировщика Farman F.68 Goliath ("Голиаф") и 70 учебных Morane Saulnier AR-35EP2). Приход к власти в мае 1926 г. Йозефа Пилсудского привел к отставке генералов В. Сикорского и В. 3агурского. Главой Департамента Аэронавтики стал полковник, позже генерал, Людомил Райский, который руководил польскими ВВС в течение последующих 13 лет. К этому моменту в истребительной авиации сложилось критическое положение. Закупки неудачных SPAD-51 и SPAD-61, финансовые аферы общества "Францопол" (лицензионное производство "Спадов"), ориентация польских военных кругов на французскую промышленность, которая на тот момент оказалась не в состоянии производить современные истребители, привели к тому, что большинство польских истребительных эскадрилий не обладали реальной боевой мощью. Поставив В. 3агурскому в вину ослабление польской авиационной промышленности и чрезмерные закупки авиатехники за границей, Л.Райский начал развивать отечественную авиаиндустрию, он сделал много полезного для ВВС Польши, но ему не удалось до конца правильно определить роль авиации в вооруженных силах и создать надлежащую теорию ее боевого применения. Он отводил воздушному флоту роль вспомогательной силы для поддержки действий наземных войск: осуществление разведки и связи. Л. Райский правильно предвидел, что будущее принадлежит самолетам цельнометаллической конструкции, недооценив, однако, обеспечение промышленности сырьем (дюралевые листы привозились из Франции).

В 1928 г. инженер Зигмунт Пулавский спроектировал свой первый истребитель PZL** P.1, ставший родоначальником целого семейства самолетов (Р.6, Р.7, Р.8,  Р.11, Р.24), именуемых в народе "пэзэтэльками" или "пулавщаками". Истребитель имел крыло типа "чайка", известное еще под названием "польское крыло" или "крыло Пулавского". Первый прототип PZL P.1 был облетан капитаном Е. Орлиньским в августе 1929 г. В июне 1930 г. капитан И.Коссовский на P.1 принял участие в международном конкурсе истребителей в Бухаресте, где имел немалый успех, опередив английские, чехословацкие, французские, голландские и немецкие машины.

Pol39005.jpg Pol39006.jpg Pol39007.jpg

Истребитель SPAD-61C1


** PZL государственное авиационное объединение, образованное в 1928 г.

Предыдущая Оглавление Следующая