Предыдущая Оглавление Следующая

Pol39008.jpg

Истребитель PZL P.7

Опытные Р.6 и Р.8 были альтернативными самолетами и отличались от серийных Р.7 и Р.11 в основном двигателями. На Р.6 З. Пулавский установил аварийно сбрасываемый топливный бак, эта конструкция использовалась потом на Р.7, Р.11 и Р.24.

В декабре 1930 г. Р.6 был представлен на международном авиасалоне в Париже, где обратил на себя всеобщее внимание благодаря своему необычному крылу. Когда 22 декабря шеф-пилот PZL Б. Орлиньский показал в воздухе летные свойства Р.6, продемонстрировав над аэродромом в Ле Бурже сенсационный пилотаж, мировая пресса признала самолет лучшим истребителем того времени! Самолет также имел успех в США, где демонстрировался в конце августа 1931 г. После возвращения из Америки осенью того же года, во время полета в Катовицы Р.6 разбился из-за оторвавшегося в воздухе мотора, Б. Орлиньский спасся на парашюте.

Если Р.6 был разрекламирован на весь мир, то Р.7 был сделан без шума Сначала даже фотографии его прототипа публиковались как версия Р.6. Истребитель Р.7 развивал максимальную скорость на высоте 4000 м, тогда как скорость Р.6 с подъемом на высоту падала, поэтому "семерка" была выбрана в качестве основного истребителя военной авиации Польши. Испытания Р.7 проходил в 1930-1931 гг. Осенью 1931 г, во время полета прототипа P.7/I Л. Райский, производивший облет, неожиданно покинул самолет. Истребитель разбился. Причины, побудившие полковника оставить машину в воздухе, остались невыясненными.

В 1931—1933 гг. польская авиационная промышленность производила и другие боевые истребители; PWS-10 отечественной конструкции и лицензионный PWS-A (Avia BH-33), которые, начиная с 1933 г, заменялись на Р.7а.

Приняв на вооружение Р.7а, Польша стала первой в мире страной, оснащенной полностью цельнометаллическими истребителями!

Очередной модификацией Р.7 стал новый истребитель PZL P.11, выпущенный в 1931 г. и оснащенный более мощным двигателем. После трагической гибели в марте 1931 г. З. Пулавского на самолете-амфибии PZL P.12 работы по доводке этой машины возглавил Вшеволод Якимюк. Этот самолет стал основным истребителем польских ВВС. Именно на нем поляки давали отпор агрессорам в сентябре 1939 г.

В 1933—1935 гг. после начала эксплуатации Р.7 и Р.11 польская авиация имела вполне современные истребители. Они были легкими в управлении, отличались хорошей маневренностью, а P11 — высокой скороподъемностью. Недостатком являлся плохой обзор из кабины пилота из-за высоко расположенного крыла и значительных габаритов двигателя.

Следующим самолетом семейства "Р" стал истребитель PZL Р.24, который являлся дальнейшим развитием Р.11. Он был спроектирован под французский мотор Гном-Рон 14 К мощностью 736 кВт (1000 л.с). Р.24 производился только на экспорт. По тактико-техническим данным он незначительно превосходил Р.11, поэтому не поступил на вооружение польской авиации.

1 апреля 1934 г. совершил первый полет разведывательно-бомбардировочный самолет PZL P.23 "Карашь". Он представлял собой одномоторный трехместный свободнонесущий низкоплан с неубираемым шасси. Бомбы размещались на восьми внешних подкрыльевых узлах подвески. Общая масса бомбовой нагрузки достигала 700 кг. Зарубежный дебют Р.23 состоялся на Второй международной выставке самолетов, проходившей в Стокгольме в 1936 г. Самолет оказался большой неожиданностью для авиаспециалистов. В том же году его показали в Софии и Париже. Эти машины стали основными ударными самолетами польской авиации накануне войны. Однако к ее началу они безнадежно устарели — их скорость и вооружение уже не обеспечивали достаточной защиты от истребителей противника.

Возможности производства новой авиатехники в Польше ограничивались небольшими мощностями заводов PZL, где после окончания производства Р.11 строились самолеты "Карашь", а позднее — Р.37 "Лошь" ("Лось") и небольшое количество Р.24.

В начале тридцатых годов польские военачальники стали интересоваться зарубежными теориями использования ВВС в войне. В это время в стране появился перевод книги полковника А.Н. Лапчинского — автора трудов по истории и теории авиации в СССР, в которой были изложены взгляды советских штабных офицеров на роль и место воздушного флота в боевых действиях. Не осталась незамеченной и теория итальянского генерала Дуэ, отводившая бомбардировочной авиации определяющую роль в предстоящей войне.

Pol39009.jpg Pol39010.jpg Pol39011.jpg
  Самолет-разведчик Potez XXVII A2

Предыдущая Оглавление Следующая