Предыдущая Оглавление Следующая

Pol39012.jpg Pol39014.jpg Pol39015.jpg

Истребитель PWS-10

Именно идеи Дуэ легли в основу национальной программы развития авиации, разработанной генералом Л.Райским. В 1934 г. он дал указание спроектировать новый бомбардировщик PZL P.37 "Лошь" ("Лось"), а также многоцелевой двухмоторный тяжелый истребитель PZL P.38 "Вилк" ("Волк"), предназначенный для сопровождения Р.37 и бомбардировки с пикирования.

Несомненно, это был значительный шаг в совершенствовании прежней концепции использования боевой авиации, но шаг совершенно не отвечавший возможностям Польши. Создание этих самолетов замедлило разработку новых типов скоростных и маневренных истребителей, необходимых для завоевания превосходства в воздухе и решения задач ПВО.

В 1934 г. Польша заключила с гитлеровской Германией пакт о ненападении. Поэтому в стране не очень торопились обновить парк авиатехники. И только в 1936 г, когда возросло политическое напряжение в Европе, Польша начала модернизацию вооруженных сил.

В 1936 г. польские ВВС располагали 44 эскадрильями (417 боевых самолетов), из них 17 эскадрилий состояли из разведывательно-бомбардировочных машин (170 самолетов Breguet XIX и Potez XXV), 13 - из истребителей (130 PZL P.7 и P.11), 3 — из бомбардировщиков (18 Fokker F-VII/3M), плюс 33 взвода для взаимодействия с наземными войсками, соответствовавших 11 эскадрильям (99 "Люблин" R-XIII). В стадии изготовления находились самолеты Р.23, которые должны были заменить Breguet и Potez. В июне 1936 г. Райский предложил Генеральному штабу план развития авиации, который предусматривал увеличение количества бомбардировочных эскадрилий до 63 (378 машин), считая, что эти силы могут понадобиться для уничтожения военных и промышленных объектов в Восточной Пруссии. Из-за ограниченных бюджетных возможностей в июле эту программу сократили вдвое. Согласно ей, к апрелю 1942 г. польские ВВС должны были возрасти до 87 эскадрилий (708 боевых самолетов) и состоять из 27 бомбардировочных эскадрилий (162 самолета), 16 разведывательно-бомбардировочных (160 самолетов), 18 истребительных (180 самолетов), 8 эскадрилий тяжелых истребителей (80 самолетов) и 18 эскадрилий самолетов, предназначенных для взаимодействия с наземными войсками (126 машин). Кроме того, был предусмотрен 100% резерв. Генштаб утвердил этот план 13 октября 1936 г., уменьшив общее количество самолетов до 688 и, соответственно, количество эскадрилий. Существующие эскадрильи и вновь создаваемые должны были комплектоваться машинами, производство которых было запланировано на 1937 г. Предполагалось почти полное перевооружение ВВС бомбардировочные эскадрильи — самолетами Р.37, разведывательно-бомбардировочные и эскадрильи тяжелых истребителей — самолетами PZL Р.38 "Вилк", а эскадрильи самолетов наблюдения — RWD-14b "Чапля" ("Цапля").

Бомбардировщиком   PZL Р.37 "Лошь" могла бы гордиться даже высокоразвитая страна с мощной авиаиндустрией. Самолеты "Лошь" выпускались в двух вариантах. Первые Р.37А с двумя моторами Бристоль "Пегас" ХIIВ мощностью по 873 л.с были однокилевыми, а более новые Р37В с моторами "Пегас" XX по 918 л.с - двухкилевыми. Вооружение этой машины состояло из трех подвижных пулеметов и бомб весом до 2580 кг. Максимальная скорость Р.37 составляла 412 км/ч, а дальность полета и потолок с бомбовой нагрузкой, равной 2200 кг, соответственно 1500 км и 6000 м. Серийно этот бомбардировщик начали изготавливать в 1938 г.

На случай возможной неудачи с "Лосем" поляки решили подстраховаться, создав в то же время еще один бомбардировщик PZL Р.30 и его варианты LWS-4 и LWS-6 "Жубр" ("Зубр"). Но в итоге эта выглядевшая довольно воинственно машина оказалась неудачной, уступая Р.37 по многим показателям.

В 1937 г. заказано строительство прототипа улучшенного варианта бомбардировщика "Лошь", обозначенного PZL P.49 "Мишь" ("Медведь"), а также самолета наблюдения LWS-3 "Мэва" ("Чайка"). Развитие же RWD-14b "Чапля" настолько запоздало, что этот самолет начал строиться лишь во второй половине 1938 г., а первые его поставки начались весной 1939 г.

Pol39013.jpg

Прототип истребителя PZL P.8 (фото Aero techidca lotnicza)

Предыдущая Оглавление Следующая