На «изделии 100» устанавливался наиболее передовой на то время комплекс оборудования и вооружения. Самолет имел астроинерциальную навигационную систему с выводом текущего положения бомбардировщика на карту, проецируемую на экран в кабине пилотов. Вооружение Т-4 состояло из двух ракет Х-45 с дальностью пуска в 1500 км. Они оснащались активной в конечной фазе полета системой наведения. На начальном участке полета к цели ракета наводилась с помощью мощного радиолокатора в носовой части бомбардировщика, а для ведения разведки имелись РЛС бокового обзора, инфракрасные датчики и фотоаппаратура. Благодаря высокой автоматизации процессов управления самолетом экипаж бомбардировщика состоял всего из двух человек.
Первый экземпляр «изделия 100», названный «101», не имел части оборудования и вооружения. Он достиг летной готовности лишь к 1972 г. Примечательно, что двигатели РД-36-41 были поставлены точно в срок. 22 августа 1972 г. летчик-испытатель В.С.Ильюшин и штурман А.Н.Алферов с аэродрома ЛИИ в г. Жуковском совершили на нем первый вылет.
В ходе испытаний Т-4 серьезных проблем не возникло. Дважды машина превышала в полете скорость звука, достигнув М=1,75, причем все расчетные параметры полностью подтверждались. Но испытания проводились скорее для отработки комплексов оборудования, т.к. судьба «изделия 100» практически была предрешена - ему теперь отводилась роль чисто экспериментального самолета. Справедливости ради надо отметить, что положение Т-4 изначально было весьма шатким - такой самолет реально не требовался*. Те же задачи отнюдь с не меньшей эффективностью могла решить менее сложная машина. Таким самолетом стал туполевский «проект 145», знаменитый позже Ту-22М «Бэкфайр».
Взлетает Т-4
В октябре 1974 г. полеты прекратили. К этому времени машина произвела только 10 вылетов. Бомбардировщик еще долгое время стоял на территории ЛИИ, пока в 1982 г. его не передали музею ВВС в Монино. Помимо самолета «101», на авиазаводе в Тушино построили полностью укомплектованный второй прототип - «102». Его облет планировался на 1976 г. Параллельно строился третий - «103». Но ни одна из этих машин не поднялась в воздух - программу закрыли в 1975 г.
Возрождение концепции стратегического бомбардировщика
В 1967 г., через несколько лет после «хрущевского» перерыва, советские военные вновь «вспомнили» о стратегической авиации. Был объявлен новый конкурс на многоцелевой межконтинентальный ударно-разведывательный самолет. Толчком послужило решение США разрабатывать проект AMSA (Advanced Manned Strategic Aircraft = передовой пилотируемый стратегический самолет) - будущий В-1. Стратегические объекты противника новая машина должна была атаковать четырьмя ракетами Х-45 при полете к цели со скоростью 3000 км/ч (дальность 7500 км) либо 900 км/ч (дальность 11000 км). При преодолении ПВО противника на малых высотах с околозвуковой скоростью она должна была иметь возможность нести 24 ракеты малого радиуса действия Х-2000. Альтернативными вариантами вооружения должны были стать новые типы свободнопадающих ядерных и обычных авиабомб общей массой до 45000 кг.
На этапе концептуальных проработок (до 1970 г.) в конкурсе участвовали ОКБ П.О. Сухого и вновь восстановленное ОКБ В.М. Мясищева. Победу одержала фирма Сухого - конкурент просто не смог восстановить свой кадровый состав для полноценной борьбы.
Размах |
40,8 м |
Макс, скорость |
3200 км/ч |
Длина |
41,2м |
- у земли |
1100 км/ч |
Высота |
8,0 м |
Дальность: |
|
Взлетная масса |
170 000 кг |
- при v=3000 км/ч |
7500 км |
Потолок |
24 000 м |
- максимальная |
11000 км |
![]() |
|
![]() |
* Т-4 не был полноценным стратегическим бомбардировщиком, т.к. не мог поражать цели на территории США. (прим. ред.)