В боевых эскадрильях годовой напет молодых пилотов существенно превышал таковой их коллег из НАТО. Практически каждый израильский летчик-истребитель к 35-летнему возрасту имел налет около 4000 часов. Многие прошли спецподготовку в учебных центрах США. Тщательно изучался опыт воздушных боев второй мировой войны (особенно советская и германская тактика), конфликтов в Корее и Вьетнаме. Для психологической закалки, изучения районов предстоящей боевой работы и «приучения» к действиям против реального противника командование ВВС привлекало свои экипажи к проведению вооруженных провокаций против Египта, Сирии, Ливана и Иордании. Такая подготовка дала возможность Израилю к началу войны иметь более 1000 хорошо обученных военных летчиков (1,5 - 2 на каждый боевой самолет).
Разрабатывая планы боевых действий по захвату земель сопредельных сторон, израильское командование рассчитывало на ведение молниеносной войны и разгром арабских государств по отдельности. На практике война велась на два фронта, но и в этих условиях обеспечивалось образцовое планирование, использование наличных сил и их исключительное взаимодействие.
В отличие от 1967 г. перед ВВС ставились задачи нанесения ударов не только по военным, но и по жизненно важным объектам Египта и Сирии. Например:
- план «Дакмана» - бомбо-штурмовые удары по позициям ЗРК Сирии;
- план «Никаха» - бомбо-штурмовые удары по аэродромам Сирии и Египта;
- план «Сарита» - бомбо-штурмовые удары по войскам и позициям артиллерии Сирии;
- план «Тагар» - бомбо-штурмовые удары по позициям ЗРК Египта;
- план бомбо-штурмовых ударов по пунктам управления (Генштабу, штабу ВВС и ПВО, ЦКП ВВС и ПВО), а также по морским портам, плотинам, электростанциям, нефтехранилищам и нефтеперерабатывающим заводам, оросительным системам, центрам телевидения и радиовещания.
Арабский МиГ-21МФ готовится к вылету
Арабский МиГ-21Ф-13 в укрытии
Заблаговременно были спланированы боевые действия каждой эскадрильи. При этом учитывалось, что подлетное время до целей на территории Сирии может составлять от нескольких десятков секунд до 18 минут. Выписки из планов хранились непосредственно в подразделениях. В них содержалось: постановка задачи, дело цели (куда постоянно вносились уточнения), характеристики объекта, наряд сил, рекомендуемые тактические приемы, карта с маршрутами и профилем полета до цели, ПВО цели, способы его преодоления. Примером
служит распределение задач нескольких эскадрилий ВВС Израиля на Сирийском фронте:
- 69-я АЭ (авиабаза Рамат-Давид, 30 «Фантомов») должна была нанести удары по аэродромам Дмейр, Хал-Хле и по ЗРК в районе Дмейр;
- 201 -я АЭ (а/б Хатцур, 30 «Фантомов») - удары по аэродромам Хал-Хле, Блей и по ЗРВ в районе фронта;
- 119-я АЭ (а/б Акир, 30 «Фантомов») - удары по аэродромам Насрие, Меззе, по Генштабу, штабу ВВС и ПВО, ЦКП, зданию телецентра.
В планах боевых действий учитывались возможности самолетов каждого типа:
- «Фантомы» предназначались для нанесения ударов по объектам тыла, а совместно с «Миражами» привлекались для завоевания господства в воздухе;
- «Скайхоки» должны были наносить удары по живой силе и технике противника на поле боя и осуществлять непосредственную поддержку своих войск;
- «Миражи» - вести воздушные бои за завоевание господства в воздухе и частично прикрывать ударные группы «Фантомов» при их работе по объектам тыла, находиться в составе отвлекающих групп и групп наращивания усилий при завязке боя «Фантомами», а также встречать «Фантомы» после выполнения ими боевой задачи;
- устаревшим самолетам «Супер Мистер», «Мистер», «Ураган» и «Вотур» отводилась роль непосредственной поддержки наземных войск.
Парк самолетов и вертолетов ВВС Израиля (по данным разведки САР) |
|
ПВО |
|
«Мираж» |
35 |
«Барак» |
24 |
«Супер Мистер» |
17 |
Основной состав ВВС |
|
F-4E |
102 |
А-4 |
160 |
«Мираж» |
50* |
«Супер Мистер» |
25 |
«Мистер» |
25 |
«Вотур» |
25 |
«Ураган» |
35 |
Высотные разведчики |
|
RF-4E |
6 |
ВТА |
|
самолеты |
|
С-97 «Стратокрузер» |
6 |
С-130 «Геркулес» |
6 |
С-47 «Дакота» |
15 |
«Норд Атлас» |
20 |
вертолеты |
|
SH-53 |
20 |
«Супер Фрелон» |
11 |
Augusta-Bell-205 |
? |
«Ирокез» |
50 |
* По данной сводке, общее количество "Миражей" (85 экз.) превышает их число, поставленное из Франции (72 Mirage III CJ и 5 спарок Mirage III BJ). Надо отметить, что из этих самолетов несколько было потеряно еще в войне 1967 г. Возможно, за «Миражи» принимались «Бараки».