Предыдущая Оглавление Следующая

При создании "AM" многое делалось впервые. Особое внимание уделялось конструкции поворотного крыла — основе всего проекта. Расположение шарнира поворота консолей и соотношение площадей подвижной и неподвижной частей крыла выбрано было таким, чтобы изменение стреловидности приводило к смещению центра давления (и центровки самолета) не более, чем на 2%. При этом самолет сохранял достаточный запас устойчивости на всех режимах полета. Широкий диапазон задач и соответствующих им конфигураций самолета обусловил выбор четырех фиксированных значений стреловидности крыла: 20° — взлет и посадка; 30° — набор высоты и продолжительный крейсерский полет с дозвуковой скоростью; 50° — полет с околозвуковой скоростью на малых высотах; 60° — сверхзвуковой полет с максимальным скоростным напором.

Поворот консолей осуществлялся двумя гидромоторами с винтовыми преобразователями, для повышения надежности работавшими от двух независимых гидросистем. Согласованное отклонение консолей на равный угол обеспечивалось сравнительно простым и надежным способом: расположенные в центроплане гидромоторы соединялись между собой валом синхронизации, с помощью карданных соединений огибавшим бомбоотсек. Этот механизм сохранял работоспособность даже при выходе из строя одной из гидросистем. При изменении стреловидности с 60° до 20° относительная толщина консоли возрастала с 6 до 12%, площадь увеличивалась на 22 кв. м и почти втрое — удлинение крыла. Это улучшало несущие свойства крыла, благоприятствовало безотрывному обтеканию на больших углах атаки и повышало эффективность взлетно-посадочной механизации (двухщелевые закрылки и выдвижной предкрылок на консолях, а также мощный закрылок на центроплане). Элеронов крыло не имело — управление по крену осуществлялось интерцепторами.

Крыло изменяемой геометрии хорошо вписалось в конструктивно-силовую схему бомбардировщика. Нагрузки от консолей воспринимались шарнирными узлами, встроенными в силовой каркас центроплана и связанными с мощными шпангоутами и балками, окантовывающими бомбоотсек. Корневой треугольник, образованный лонжеронами центроплана и бортовой нервюрой, был использован для размещения основных стоек шасси в убранном положении, что позволило отказаться от традиционной туполевской схемы уборки их в крыльевые гондолы. Новая конструкция и кинематика уборки шасси были отработаны на летающем стенде — экспериментальном Ту-22.

Для обеспечения возможности посадки на. грунтовые аэродромы трехосные тележки основного шасси имели раздвижную среднюю пару колес. В хвостовой части самолета установили объемистый контейнер тормозного парашюта и посадочный гак, для использования которого на аэродромах рассредоточения предполагалось разворачивать аэрофинишеры. Для взлета с коротких ВПП на самолет могли быть подвешены стартовые ракетные ускорители.

Размещение двигателей в фюзеляже упрощало их обслуживание и замену, однако вызвало немало проблем с устройством воздушных каналов, огибавших бомбоотсек и ниши основных стоек шасси. По длине каналов Ту-22М стал своеобразным рекордсменом. Расчеты и продувки в аэродинамических трубах ЦАГИ показали, что потери полного давления в этих каналах весьма значительны, и с учетом возможности перепрофилирования их в будущем они были сделаны в виде отдельных секций, которые могли быть извлечены из фюзеляжа для замены. Для обеспечения достаточного расхода воздуха через двигатель на земле и малых скоростях полета по бокам фюзеляжа были предусмотрены окна дополнительного забора воздуха, закрываемые в полете створками.

Особенности установки двигателей и компоновки самолета в целом снижали эффективность вертикального оперения. Продувки показали, что на больших углах атаки оно затеняется широким фюзеляжем и центропланом. Для решения проблемы потребовалась установка мощного форкиля, внутренние объемы которого были использованы для размещения агрегатов и оборудования. Надо заметить, что на туполевской фирме килем принято называть лишь отъемную часть вертикального оперения, и разработчики гордились "маленьким килем" своего детища.

Tu22M008.jpg Tu22M009.jpg
Бомболюк. Ту-22М в закрытом положении, liuti в xsm.ni. Конфигурация створок обусловлена формой ракеты Х-22  
Tu22M010.jpg  
Бомболюк Ту-22МЗ в открытом положении. Вид в хвост. Виден держатель под ракету Х-22. (Фото автора)  

Предыдущая Оглавление Следующая