Опробование двигателей Ту-22М2 на максимальном режиме. Створки дополнительного забора воздуха открыты. (Фото автора)
В 1983 г. модифицированный бомбардировщик Ту-22М3 (изделие 45-03) был принят на вооружение. Первые машины нового типа поступили в тот же 185-й гвардейский ТБАП, имевший наибольший опыт эксплуатации "Бэкфайров". "Тройка", избавленная от "детских болезней" предшественника, хорошо зарекомендовала себя в частях дальней и морской авиации. Возможности самолета еще более расширяло совершенствование тактики его применения: скрытного полета на предельно малых высотах (около 50 м), скоростного броска к цели, наведения на атакуемый объект при помощи самолетов дальнего радиолокационного обнаружения А-50, взаимодействия с воздушными командными пунктами и привлекаемыми для сопровождения истребителями МиГ-31 и Су-27.
Выносливость "тройки" подтвердило необычное происшествие, случившееся в сентябре 1986 г. У заходившего на посадку бомбардировщика неожиданно убрались закрылки и предкрылки. Самолет тут же "провалился" и буквально упал с тридцатиметровой высоты в районе ближнего привода, но пилотировавший его Б.Г.Подчиненов (к этому времени уже подполковник) успел дать форсаж двигателям, и машина, оставив в земле стометровую колею, вновь ушла в небо. После замены смятой при ударе о землю консоли крыла, половины стабилизатора и стоек шасси машина вернулась в строй.
Серийный Ту-22М2