КРАТКОЕ ТЕХНИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ
Ту-22М3 представляет собой цельнометаллический низкоплан с крылом изменяемой стреловидности.
Крыло состоит из неподвижного центроплана — средней части крыла (СЧК) и двух поворотных частей (ПЧК) — консолей, имеющих пять фиксированных положений по углу стреловидности передней кромки: 20°, 30°. 50°, 60° и 65°. Угол поперечного "V" крыла — 0°, угол геометрической крутки консоли — 4°. Стреловидность СЧК по передней кромке — 56°. Центроплан двухлонжеронный с задней стенкой и несущими панелями обшивки. Поворотные консоли крепятся к центроплану с помощью шарнирных узлов. Механизация крыла состоит из трех секционных предкрылков и двухщелевых закрылков на консолях (угол выпуска 23° — взлетный, 40° — посадочный) и поворотного закрылка на центроплане. Предусмотрена блокировка выпуска закрылков и предкрылков при углах стреловидности более 20°. Консоли оснащены трехсекционными интерцепторами для управления по крену (элероны отсутствуют). Поворот консолей осуществляется гидромоторами с шариковинтовыми преобразователями, соединенными между собой валом синхронизации.
Фюзеляж полумонококовой конструкции усилен продольными балками в зоне бомбоотсека. Носовую часть фюзеляжа занимают РЛС и другое радиотехническое оборудование, ниша носовой стойки шасси и кабина экипажа, среднюю часть — топливные баки, ниши основных стоек шасси, каналы воздухозаборников и бомбоотсек, заднюю часть — двигатели и отсек тормозного парашюта. Длина фюзеляжа 38,5 м.
Вертикальное оперение состоит из форкиля, технологически отъемного киля и руля направления. Стреловидность киля по передней кромке 57°15' площадь 32,98 кв. м.
Горизонтальное оперение площадью 61,7 кв. м состоит из двух цельноповоротных консолей со стреловидностью передней кромки 59°32'. Его размах 11,26 м. Управление консолями осуществляется рулевыми приводами РП-64.
Шасси трехопорное, база шасси 1341 м, колея 7,30 м. Носовая стойка с двумя колесами убирается назад, основные стойки с трехосными тележками — в крыло и частично в фюзеляж. Колеса основных стоек оснащены гидравлическими дисковыми тормозами и противогазовым устройством.
Силовая установка состоит из двух двухконтурных турбореактивных двигателей с форсажной камерой (ТРДДФ) НК-25, разработанных в ОКБ НД.Кузнецова и выпускаемых Самарским моторостроительным ПО 'Труд". Максимальная статическая тяга НК-25 — 14300 кгс, максимальная тяга на форсаже — 25000 кгс. В форкиле размещается вспомогательная силовая установка ТА-6, обеспечивающая запуск двигателей и питание энергосистем на земле. Топливо (авиационный керосин ТС-1, Т-1, РТ) размещается в баках фюзеляжа, центроплана, консолей и форкиля. Предусмотрена возможность установки штанги дозаправки в воздухе.
Оборудование. Связь обеспечивается двумя командными УКВ радиостанциями Р-832М, KB радиостанцией Р-846, средствами засекреченной авиационной связи (ЗАС) и бортовым переговорным устройством СПУ-10. В состав бортового ПРНК входят системы дальней (РСДН) и ближней (РСБН) радионавигации, автоматический радиокомпас АРК-15, РЛС прицельно-навигационной аппаратуры (ПНА). Самолет оснащен системой посадки СП-50, двумя радиовысотомерами РВ-18 и станцией оповещения о радиолокационном облучении противником "Сирена-3". Сообщение экипажу об отклонениях от нормальных режимов полета осуществляется речевым информатором РИ-65.
Вооружение. Ракетный комплекс К-22М, состоящий из управляемых ракет Х-22 и системы управления, предназначен для уничтожения крупных радиолокационно-контрастных целей: кораблей, мостов, плотин и др. (в вариантах ракет с комбинированным и автономным наведением) и РЛС ПВО (в варианте с пассивным самонаведением). Самолет может нести до трех ракет Х-22 (в перегрузочном варианте). Стартовая масса Х-22 равна 5800 кг, дальность полета до 500 км, максимальная скорость полета до М=4. Ракета может оснащаться осколочно-фугасной, кумулятивной или ядерной боевой частью.
Бомбовое вооружение (ядерные и обычные бомбы разных типов) размещается во внутреннем бомбоотсеке на держателях КД-3-22Р и КД-4-105А (бомбы калибром до 3000 кг) и наружных многозамковых бомбодержателях МБДЗ-У9-68, каждый из которых может нести 9 бомб калибром до 500 кг. В бомбоотсеке возможна подвеска авиационных морских мин. Максимальная боевая нагрузка составляет 24000 кг в различных вариантах, в том числе и смешанных (бомбы и ракеты).
Модернизированный комплекс вооружения включает в себя многозарядную катапультную установку (МКУ) барабанного типа на 6 крылатых ракет Х-15 в бомбоотсеке и 4 подкрыльевых узла подвески ракет.
Оборонительное, вооружение Ту-22МЗ состоит из универсальной кормовой установки УК-9А-802 с двухствольной пушкой ГШ-23. Скорострельность пушки до 4000 выстр/мин. Наведение осуществляется дистанционно с помощью радиолокационного и телевизионного прицелов.
Основные летно-технические данные Ту-22М3
Размах крыла |
при стреловидности 20° |
34,28 м |
при стреловидности 65° |
23,30 м |
|
Длина самолета |
42,16 м |
|
Высота самолета |
стояночная |
11,05 м |
Площадь крыла |
при стреловидности 20° |
183,58 м2 |
при стреловидности 65° |
175,78 м2 |
|
Вес взлетный |
максимальный |
124000 кг |
Вес посадочный |
максимальный |
88000 кг |
Максимальная скорость |
на высоте 10000 м |
2300 км/ч |
Крейсерская скорость |
900 км/ч |
|
Взлетная скорость |
370 км/ч |
|
Посадочная скорость |
285 км/ч |
|
Разбег |
2100 м |
|
Пробег |
1300 м |
|
Практический потолок |
13300 м |
|
Боевой радиус действия |
с одной Х-22 |
2200 км |
Чертеж выполнил О. Подкладов