В настоящее время продолжается серийное производство Ту-22М3 в Казани, хотя нарушение хозяйственных связей после распада СССР серьезно затрудняет ритмичность производства. Ту-22М2 и М3 остаются самой массовой машиной ДА (к концу 1992 г. полки на территории России, Беларуси и Украины насчитывали 380 самолетов этого типа).
Трудности отечественной авиапромышленности сказались и на боеготовности парка бомбардировщиков. В числе основных проблем, ставящих самолеты "на прикол", П.С. Дейнекин назвал выработку ресурса, недопоставки запасных частей и агрегатов, ослабление связей с предприятиями-изготовителями. Украина, под чью юрисдикцию перешла находящаяся на ее территории авиатехника ("Бэкфайры" базируются в Полтаве, Стрые, Веселом и на аэродромах Республики Крым), кроме того, из-за недостатка топлива вынуждена резко сократить полеты на самолетах этого типа и даже рассматривать вопрос об их консервации.
Возможно, Ту-22М3 станет предметом экспорта. Во всяком случае, Иран и Китай, озабоченные модернизацией своих ВВС, в последнее время проявили заинтересованность в приобретении "Бэкфайров".
По заявлению российского министра обороны П.Грачева, приоритетным в выделении средств на оборону будет поддержание боеготовности наиболее совершенных видов вооружения, .их модернизация и перспективные НИОКР. В условиях изменения военной политики, отказа от конфронтации с США и сокращения ракетного арсенала роль авиации должна еще более возрасти (что и было подтверждено недавними событиями в Персидском заливе). В строю намечено оставить 300 бомбардировщиков дальнего действия (количество межконтинентальных Ту-95 и Ту-160 оговаривается отдельно, в рамках Договора о стратегических наступательных вооружениях). Основными путями совершенствования Ту-22М2/М3 стали оснащение их современным прицельно-навигационным РЭО, средствами РЭБ и новыми комплексами вооружения, к числу которых относится и высокоточное оружие — корректируемые бомбы и ракеты автономного наведения, что позволит находящимся на боевом дежурстве Ту-22М2/М3 оставаться мощным и эффективным оружием.
Ту-22М3 в полете. Авиашоу Гостомель'92
Взлетает Ту-22М4. (Фото автора)
Литература
1. «Конструкция самолета», М., "Машиностроение", 1990.
2. Э.Цихош «Сверхзвуковые самолеты», М., "Мир", 1982.
3. «Jane's all the world's .aircraft» 1976-77, 1990-91.
4. W.Kopenhagen «Sowjetskie Bombenflugrevqe», Berlin, Teanspress.
5. I.Krovlik, B.Puzicka «Vojenske rakety», Praha, Nase vojsko, 1986.
6. V.Nemecek «Vojenska letadla», Praha, Nase vojsko, 1983.
7. «Leteclvi a kosmonmitika». №16, 1990.
8. «Air International» №8, 1991.
9. «Крылья Родины» №11 1991, 5-6 1992.
10. «Авиация и космонавтика» №8 1992.
11. «Известия» 26.06.77 г.
12. «Красная Звезда» 20.09.91, 22.12.91, 4.10.92 г.
13. Материалы выставок и авиасалонов:
- Жуковский "Авнасалон-91", 18.08.91 г.
- Кубинка'92 11-12.04.92 г.
- Мосаэрошоу'92 I1-I6.0S.92 г.
- Фарнборо'92 сентябрь 1992 г.