Конструктивные отличия стратегического ракетоносца Ту-95КМ от бомбардировщика Ту-95М
Ту-95КМ предназначен для нанесения ударов с помощью самолета-снаряда Х-20М и отличается от Ту-95М следующим.
По вооружению. Самолет-носитель Ту-95КМ является частью авиационно-ракетного комплекса Ту-95К-20, куда входят также система наведения К-20 и крылатый самолет-снаряд Х-20М.
Система наведения К-20 состоит из РЛС "ЯД", установленной на самолете-носителе, РЛС "ЯР" и автопилота "ЯК", установленных на самолете-снаряде, и предназначена для обнаружения и сопровождения цели, а также для наведения Х-20М на цель. Система К-20 наводит самолет-снаряд на цель методом трехточечного управления в горизонтальной плоскости при помощи команд, передаваемых с самолета-носителя. Атака проходит в следующей последовательности: Ту-95КМ с Х-20М на борту следует в направлении цели, на рубеже пуска производится запуск двигателя Х-20М, проверка его бортового оборудования и пуск. Затем по командам программного механизма автопилота "ЯК" Х-20М производит просадку на 400-700 м для безопасности самолета-носителя и через 40 с начинает набор высоты. На высоте 15000 м Х-20М переходит в горизонтальный полет по направлению к цели. На дальности до цели около 16 км по команде аппаратуры "ЯР" ракета Х-20М начинает пикировать на цель и поражает ее.
Крылатый самолет-снаряд Х-20М представляет собой цельнометаллический моноплан со свободнонесущим стреловидным крылом и оперением, с центральным воздухозаборником и турбореактивным двигателем типа АЛ-7Ф (АЛ-7ФК) с форсажной камерой. В фюзеляже расположены элементы системы наведения, боевая часть (обычная или ядерная), двигатель и топливные баки. Полетная масса Х-20М достигает 11600-11800 кг (пустого - 5878 кг), размах крыла - 9,03 м, длина без ПВД - 14,6 м (с ПВД - 15,415 м), высота - 3,015 м, максимальный диаметр фюзеляжа - 1,805 м.
Ту-95КМ оборудован устройствами создания пассивных помех АСО-2Б. Они установлены в двух кассетных держателях КДС-16-28 в районе шп. 62 и 63.
По конструкции планера. В носовой части фюзеляжа организован негерметичный отсек, где расположены антенны и блоки РЛС "ЯД" (сверху под радиопрозрачным обтекателем - антенна наведения, снизу - антенна обнаружения и сопровождения цели). Между шп. 21 и 23 в нижней части фюзеляжа установлен убирающийся в фюзеляж обтекатель Х-20М. От шп. 23 начинается грузоотсек, окантованный с боков бимсами, связанными сводом, который замыкает силовой контур нижней части фюзеляжа. В грузоотсеке размещен балочный держатель БД-206 для подвески Х-20М в полуутопленном положении.
При отсутствии последнего грузоотсек закрывается створками. При подвешивании Х-20М створки поднимаются внутрь грузоот-сека. При пуске балочный держатель опускает самолет-снаряд на 950 мм, после чего запускается его двигатель и производится отцепка.