Р. Мараев
Уважаемые читатели! Перед Вами статья, открывающая цикл публикаций о практически неизвестных страницах истории отечественной авиации. Провести такое исследование стало возможным лишь после открытия доступа к запретным еще совсем недавно архивным документам.
Сегодня выходит достаточно много публикаций по проблематике гражданской войны — этому противоречивому, трагическому и очень запутанному периоду нашей истории, так что пожаловаться на отсутствие разнообразной информации о том времени никак нельзя. Но у этой статьи может быть и неискушенный в исторических перипетиях читатель, поэтому следует сделать некоторые пояснения.
Сложность состоит прежде всего в том, что на Украине в течение гражданской войны происходила многократная смена власти. Наше внимание привлекают только те украинские государства, в которых были созданы свои ВВС. В этом номере речь пойдет об авиации Украинской Народной республики и Западно-Украинской Народной республики.* В следующих номерах мы расскажем о воздушных флотах армий гетмана П.Скоропадского и Советской Украины.
Вторая проблема — это точность датировки событий. Поскольку из документов не всегда понятно, старого или нового стиля придерживались их авторы, в данной статье все даты приводятся так, как они указаны в использованных источниках.
Украина накануне октябрьского переворота в авиационном отношении выглядела весьма солидно. Здесь сложились самобытные авиационные центры, был построен целый ряд оригинальных летательных аппаратов, поднимались в воздух самые выдающиеся отечественные пилоты, функционировали третья по размерам в России самолетостроительная фирма «Анатра» и наиболее современная моторостроительная — «Дека» и, наконец, здесь находились авиационные части русской армии Юго-Западного и Румынского фронтов, в том числе и Эскадра воздушных кораблей «Илья Муромец». Как видим, наследство было внушительным, и новым властям оставалось лишь по-хозяйски им распорядиться.
Сделать это было не просто. Ситуация во многом соответствовала сложившемуся у нас с детства историческому имиджу той поры. Распоряжения номинальной верховной власти на местах зачастую игнорировались, самовольные экспроприации и чередующиеся с ними грабежи были явлением обычным. Поэтому какая бы власть ни пыталась создать свой воздушный флот, она вынуждена была начинать с охраны и сбора авиаимущества. Первой на этот путь встала УНР.
При создании армии УНР не была обойдена вниманием и авиация. Уже в декабре 1917 г. в составе Технического управления появляются ВВС. Первым главкомом, «Головою» украинской авиации стал подполковник русской армии, бывший командир 7-го авиадивизиона Вячеслав Юрьевич Баранов, а мерными его сотрудниками — военный летчик Л.Л.Шевченко, в прошлом прапорщик 2-го Гвардейского отряда, и Д.П.Левицкий — подпоручик, летчик-наблюдатель 9-го армавиаотряда. На их плечи легли все проблемы первых месяцев существования украинского воздушного флота.
Как уже отмечалось, прежде всего требовалось сохранить имеющееся имущество и создать таким образом материально-техническую базу зарождающихся ВВС. В ЦГАОР Украины в Киеве хранится обширнейшая служебная переписка Баранова с командирами различных частей, правительством, представителями местных администраций, в которой четко прослеживается стремление как можно быстрее стянуть к Киеву побольше из наследства русской боевой авиации.
Делались также попытки получить технику из-за рубежа. После признания УНР французским правительством были установлены контакты с представителями военной миссии этой страны. В январе 1918 г. группа французских летчиков совершила ознакомительную поездку на аэродром Пост-Волынский (р-н современного аэропорта «Киев»). Сопровождал их и непосредственно вел переговоры военный летчик Егоров. Это принесло практический результат — вскоре был получен аэроплан «Сопвич».
Не менее важной задачей было и комплектование частей личным составом. В армии шел процесс украинизации, который начался еще весной 1917 г. и заключался сначала в «выделении украинцев в отдельные национальные части, а позже и в формировании особых украинских частей...». Практически создавались новые вооруженные силы, и этим делом руководили скорее партийные лидеры, чем профессиональные военные. Сам генеральный секретарь (министр) по военным делам С.Петлюра имел к военному делу «лишь то отношение, что с 1916 г. он состоял помощником уполномоченного земского союза на Западном фронте... Ко всем старшим офицерам, хотя бы они были и чистокровными украинцами, Петлюра и его ближайшие сотрудники относились с глубоким недоверием.» Это, в свою очередь, вызывало адекватную реакцию со стороны офицеров, а в армию проникали всякого рода авантюристы и проходимцы. В итоге в распоряжении Центральной Рады были «скорее отряды партизанов под командованием своих атаманов, чем регулярные войсковые части.»(1).
Если даже в сухопутных войсках, основу которых составляли крестьяне, процесс украинизации вызывал такие осложнения, то авиацию он мог просто погубить. Дело в том, что в русской армии в технические части старались призывать солдат из пролетарской среды, учитывая их гражданские специальности и даже места работы, а так как основные авиастроительные заводы находились за пределами Украины, то и большинство рядовых были оттуда. Даже выходцы из украинских промышленных центров часто без особых симпатий относились к своей, казалось бы, власти. Об офицерах и говорить не приходится. Спасало положение лишь то, что делом переформирования авиационных частей занимались профессионалы, которые всячески старались сохранить костяк специалистов и привлечь офицеров к сотрудничеству.
В.Баранову и его подчиненным приходилось заниматься буквально каждым, кто выявлял желание служить в новой армии (набор в нее велся на основе вольного найма). А нередко предметом заботы главкома становились не только люди. В середине декабря 1917 г. за его подписью в канцелярию военного министерства поступила служебная записка: «Прохаю видати мiнi в Штабь Aвiaцii одну лiтеру "А" (литерный вагон P.M.) для отправки до 9-го гусарьского Кiiвського Полку коня з лошаком, переведенного в Украiнську Aвiaцiю Вiискового Летника Штабс-ротмистра Егорова».(2) (Здесь и далее стиль и орфография оригинала). Как говорится — смешались в кучу кони, люди. Сверху этой кучи росла гора бумаг — увы, украинская авиация унаследовала не только технику и кадры русской армии, но и ее ставшую притчей во языцех бюрократию.
* Украинская Народная республика (УИР) — провозглашена 20 ноября 1917 г. в Киеве.
Высший орган — Центральная Рада, позже — Директория.
Высший исполнительный орган — Генеральный Секретариат (правительство).
Среди наиболее известных деятелей — М.Грушевский, В.Винниченко, С. Петлюра.
В течение гражданской войны неоднократно изменялись состав правительства, столицы, территория и союзники, при поддержке которых лидеры УHP пытались создать независимое украинское государство.
Западно-Украинская Народная республика (ЗУНР) — провозглашена 12 ноября 1918 г. во Львове на украинских землях, принадлежавших Австро-Венгрии.
Высший орган — Народная Рада.
Высший исполнительный орган — Державный (Государственный) Секретариат.
Наиболее известные деятели — Е. Петрушевич, К. Левицкий, Д. Витовский.
22 февраля 1919 г. в Киеве было провозглашено объединение этих республик. Верховной властью считалась Директория. ЗУНР гарантировалась автономия и она сохраняла свое правительство.
В течение гражданской войны войска УHP и ЗУНР неоднократно вели совместные боевые действия, причем Западно-Украинская (Галицкая) армия была намного сильнее петлюровских войск. Однако политикам этих республик так и не удалось преодолеть постоянно возникающие между ними противоречия.
** ЦГАОР Украины — Центральный государственный архив Октябрьской революции, высших органов государственной власти н органов государственного управления Украины.
1. Дорошенко Д.И. Революция на Украине. Революция и гражданская война на Украине.— М..Л. — 1930/1989.— С.88.
2. ЦГАОР Украины, ф.4588, о.1, д.1, л.2.