Нельзя не отметить, что во многих случаях украинизация авиационных частей проходила весьма сложно. Наиболее яркий тому пример — киевский 3-й авиапарк, где очень сильно было влияние большевиков. Солдаты парка вместе с рабочими «Арсенала» были основными силами, на которые они делали ставку и в октябрьском восстании против представителей Временного правительства, и в январском — уже против Центральной Рады. После подавления последнего озабоченный возможным разгромом парка и разграблением его имущества В.Баранов спешно, почти в отчаянии, 21 января пишет обращение «До ycix Украiнських вiиськ»: «Прохаю yci украiнськи частини, кoтрi мають робити труси (обыски P.M.), арести i iньше у третьему авiацiйному парку, не чого не дiяти без вiдома Командира або Комиссара парку. Усе майно (имущество P.M.), що наложить до парку, мусить бути охоронене вiд розбою i бешкету.»(1)
И все же, несмотря на все трудности, до занятия Киева в феврале 1918 г. советскими войсками, были сформированы 1-й Украинский истребительный и 1-й Украинский армейский авиационные отряды. Командиром последнего стал военный летчик Наконечный, занимавший позже, уже в гетманской армии, руководящие должности в ВВС. Ряд авиачастей вошел в состав Украинской армии, сохранив свою прежнюю нумерацию, структуру и большую долю личного состава. Так, имеются сведения о дислоцированном скорее всего на Посту-Волынском 6-м авиадивизионе. В его составе находились 10-й истребительный, 6-й, 20-й и 36-й корпусные отряды. Это была прекрасно укомплектованная личным составом часть, где насчитывалось около 70-ти летчиков.(2) Для сравнения скажем, что к концу 1918 г. в дивизионах гетманской авиации насчитывалось всего от 12 до 30 летчиков.(3)
К сожалению, не удалось сохранить в боеспособном состоянии Эскадру воздушных кораблей «Илья Муромец». Хотя в нес и был назначен украинский комиссар Базилевич, но ни ему, ни кадровым офицерам эскадры не удалось предотвратить разграбление ее имущества. Особенно в этом деле отличились бойцы 7-го гайдамацкого полка имени гетмана Дорошенко, которые при попустительстве своих старшин растащили на дрова ценную специально подготовленную авиационную древесину.
Что касается технического оснащения авиационных подразделений, то, основываясь на более поздних данных о гетманской армии, которая располагала фактически той же матчастью, можно уверенно говорить, что на вооружении авиации УНР состояли истребители: «Ньюпор-XVII, -XXI, -XXIII», «Сопвич 1½»; разведчики: «Вуазен», «Фарман XXX», которые могли быть использованы и как легкие бомбардировщики. Эти машины были как импортного, так и отечественного производства. Вполне возможно, что были и чисто российские самолеты, такие, как «Анасаль» фирмы «Анатра», или С-16 Русско-Балтийского завода. Последние в качестве истребителей сопровождения специально поставлялись в Эскадру воздушных кораблей. Вероятно, в некоторых частях можно было обнаружить трофейные «Альбатросы» и «Бранденбурги». К сожалению, точно назвать количество боевых самолетов пока невозможно.
Наступление советских частей в январе—феврале 1918 г. показало, насколько слаба была армия УНР. Ей так и не удалось оказать серьезное сопротивление большевистским войскам. Однако Брестские соглашения позволили вскоре Центральной Раде опять заседать в Киеве. Мирное сосуществование слишком левой украинской власти и слишком правого германского режима длилось всего два месяца, но за это короткое время произошло организационное построение армии. Почти сразу после возвращения в Киев была официально утверждена структура Военного министерства. В его состав вошло Управление Инспектора «Повiтровоi Фльоти» — так назывался командующий ВВС, которым стал полковник Павленко. Его ведомство состояло из двух отделов: воздухоплавательного и авиационного. Сам Павленко пробыл в должности около месяца и по непонятным причинам в середине апреля подал в отставку по собственному желанию. На его место 15 апреля приказом военного министра В.М. Жуковского был назначен атаман Горшков. Хотя в документах его инициалов нет, вероятнее всего это был последний командир Эскадры воздушных кораблей в составе русской армии полковник Геннадий Георгиевич Горшков, пожалуй, самый знаменитый летчик из служивших в украинской армии. На его счету было около сорока боевых вылетов в качестве командира «Ильи Муромца» в годы первой мировой войны, что считалось по тем временам огромным налетом.
Еще при Павленко он прилагал значительные усилия к созданию боеспособной авиации. Так как сопровождаемая массовой демобилизацией реорганизация армии продолжалась, то проблема сохранения авиационных специалистов оставалась очень острой. На нее Горшков обращал особое внимание. Так, в подписанном им 1 марта приказе о создании демобилизационных комиссий в авиационных частях Юго-Западного и Румынского фронтов говорилось, что необходимо сделать все возможное для сохранения «личного персонала, который требует специальной подготовки».(4)
Истребители, состоявшие на вооружении украинских ВВС в различные периоды гражданской войны
![]() |
![]() |
![]() |
Nieuport XXIII | Nieuport XXIV bis | SPAD VII C |
![]() |
![]() |
![]() |
SPAD A.2 | Nieuport 10 | Sopwith 11/2 "Strutter" |
1. ЦГАОР Украины, ф.4588, o.l, д.1. л.61.
2. Там же, д.2, л.4.
3. Там же, д.3, л.4—9.
4. ЦГАОР Украины, ф.1076, год 1918, o.l, д.11. л.23