2 января 1967 г. летчики 555-й тактической истребительной эскадрильи 8-го тактического истребительного авиакрыла под командованием полковник: Р. Олдса на F-4 сбили за один день семь МиГ-21, не потеряв при этом ни одного своего самолета (по американским данным). Другим способом борьбы с нараставшей угрозой со стороны северовьетнамских истребителей стали массированные удары по аэродромам базирования МиГов. Главной задачей этих налетов, начавшихся в мае 1967 г., стало систематическое выведение из строя ВПП и рулежных дорожек.
Несмотря на предпринятые меры потери американской авиации над Северным Вьетнамом продолжали расти. Если в последнюю неделю июля было сбито 11 самолетов, то в первую августа — 13, а в дальнейшем две потерянные машины в день стали обычным явлением в информационных сводках. По данным северовьетнамского командования, в 1967 г. в воздушных боях уничтожено 124 американских самолета и потеряно 60 своих (соотношение 2:1). По американским источникам потери авиации ДРВ составили 76 истребителей, в том числе от ВВС США 59 самолетов*, от авиации флота — 17** .
Истребитель F-8E из VF-S3 стартует с авианосца Hancock, май. 1968 г.
Таким образом, соотношение потерь 2:1, зафиксированное еще в начале войны в воздухе, было восстановлено, чему способствовали постоянные изменения в тактике действий противоборствующих сторон: на новые варианты воздушного нападения всегда изыскивались эффективные меры защиты. Основные причины, приведшие к снижению .эффективности действий американской авиации, по мнению зарубежных специалистов, заключались в следующем.
Во-первых, если пилотов и удалось обучить ведению маневренного воздушного боя, то подогнать под него "неманевренный" самолет оказалось довольно сложно: экипаж тяжелого "Фантома" мог лишь уклоняться от атак противника, не имея при этом возможности из-за больших, чем у МиГ-21, радиуса и времени разворота занять тактически выгодное положение для ответной атаки.
Во-вторых, условия сопровождения бомбардировщиков к объекту удара сковывали действия пилотов F-4. Они не могли себе позволить бросить прикрываемую ударную группу и ввязаться в продолжительный бой с истребителями противника, а были обречены только на отражение их атак.
В-третьих, вьетнамским летчикам удалось навязать противнику свою схему боя, строившегося по плану перехвата, что вынуждало американцев действовать в оборонительном ключе и при переходе в атаку прибегать к выполнению сложных и недостаточно эффективных маневров.
31 марта 1968 г. американские бомбардировки севернее 19-й параллели были прекращены, в Париже начались мирные переговоры. Более трех лет воздушной войны, стоившей Америке 3495 потерянных самолетов, не дали ожидаемого эффекта, о чем красноречиво свидетельствовали события тех лет в Южном Вьетнаме.
в составе USAF |
в составе US NAVY |
||||||||
* Килевой код |
Модификация |
Эскадрилья |
Авиакрыло |
Авиабаза |
Килевой код |
Модификация |
Эскадрилья |
Авиакрыло |
Базирование (авианосец) |
АС |
RF-4C |
12 TRS |
460 TRW |
Тан Сон Нхут, Вьетнам |
АА |
F-4B |
VF 11 |
CVW 17 |
USS CVA-59 Forreslal |
АЕ |
RF-4C |
16 TRS |
460 TRW |
Тан Сон Нхут, Вьетнам |
АВ |
F-4B |
VF 14 |
CVW 1 |
USS CVA-67 John F.Kennedy |
- |
RF-4C |
17 TRS |
460 TRW |
Удорн, Таиланд |
АВ |
F-4J |
VF 32 |
CVW 1 |
USS CVA-67 John F.Kennedy |
CW |
F-4C |
480 TFS |
366 TFW |
Дананг, Вьетнам |
АС |
F-4J |
VF 31 |
CVW 3 |
USS CVA-60 Saratoga |
LA |
F-4E |
4 TFS |
366 TFW |
Дананг, Вьетнам |
АС |
F-4J |
VF 103 |
CVW 3 |
USS CVA-60 Saratoga |
ВQ |
F-4C |
389 TFS |
366 TFW |
Дананг, Вьетнам |
АЕ |
F-4B |
VF 33 |
CVW 6 |
USS CVA-66 America |
FA |
F-4C |
- |
8 TFW |
Убон, Таиланд |
АЕ |
F-4J |
VF 102 |
CVW 6 |
USS CVA-66 America |
FG |
F-4D |
433 TFS |
8 TFW |
Убон, Таиланд |
АО |
F-4B |
VF 84 |
CVW 7 |
USS CVA-62 Independence |
FP |
F-4D |
555 TFS |
8 TFW |
Убон, Таиланд |
AG |
F-4B |
VF 41 |
CVW 7 |
USS CVA-62 Independence |
FY |
F-4D |
497 TFS |
8 TFW |
Убон, Таиланд |
AJ |
F-4J |
VF 74 |
- |
USS CVA-66 America |
FO |
F-4D |
435 TFS |
8 TFW |
Убон, Таиланд |
AJ |
F-4J |
VF 74 |
- |
USS CVA-59 Forrestal |
HB |
F-4D |
12 TFW |
Пху Кэт, Вьетнам |
NE |
F-4B |
VF 154 |
CVW 2 |
USS CVA-61 Ranger |
|
HK |
F 4D |
37 TFW |
Пху Кэт, Вьетнам |
NE |
F-4B |
VF 21 |
CVW 2 |
USS CVA-43 Coral Sea |
|
JJ |
F-4E |
34 TFS |
388 TFW |
Корат, Таиланд |
NE |
F-4B |
VF 21 |
CVW 2 |
USS CVA-41 Midway |
JM |
F-4E |
469 TFS |
388 TFW, |
Корат, Таиланд |
NF |
F-4B |
VF 151 |
CVW 5 |
USS CVA-41 Midway |
OY |
F-4D |
555 TFS |
432 TFW, |
Удорн, Таиланд |
NF |
F-4B |
VF 161 |
CVW 5 |
USS CVA-41 Midway |
ОС |
F-4D |
13 TFS |
432 TFW |
Удорн, Таиланд |
NC |
F-4J |
VF 92 |
CVW 9 |
USS CVA-64 Constellation |
PN |
F-4D |
13 TFS |
432 TRW |
Удорн, Таиланд |
NG |
F-4B |
VF 96 VF 96 |
CVW 9 |
USS CVA-61 Ranger |
ED |
F-4E |
555 TFS |
432 TRW |
Удорн, Таиланд |
NO |
F-4J |
CVW 9 |
USS CVA-64 Constellation |
|
ZF |
F-4E |
380 TFS |
31 TFW |
NO |
F-4B |
VF 96 |
USS CVN-6S Enterprise |
||
ХС |
F-4C |
- |
12 TFW |
Кам Ранг Бей, Вьетнам |
NH |
F-4G** |
VF 213 |
CVW 11 |
USS CVA-63 Kitty Hawk |
XD |
F-4C |
558 TFS |
12 TFW |
Кам Ранг Бей, Вьетнам |
NH |
F-4B/F-4J |
VF 114 |
CVW 11 |
USS CVA-63 Kilty Hawk |
ХО |
F-4C |
- |
12 TFW |
Кам Ранг Бей, Вьетнам |
NK |
F-4B/F-4J |
VF 142 |
CVW 14 |
USS CVA-64 Constellation |
XN |
F-4C |
421 TFS |
12 TFW |
Кам Ранг Бей, Вьетнам |
NK |
F-4J |
VF 143 |
USS CVN-65 Enterprise |
|
F-4E |
421 TFS |
422 TRW |
Удорн, Таиланд |
NL |
F-4B |
VF 51 |
CVW 15 |
USS CVA-43 Coral Sea |
|
* до 1968 года |
NL |
F-4B |
VF 161 |
CVW 15 |
USS CVA-64 Constellation |
||||
NL |
F-4B |
VF 111 |
CVW 15 |
USS CVA-43 Coral Sea |
|||||
в составе US MARINES |
NL |
F-4B |
VF 151 |
CVW 15 |
USS CVA-43 Coral Sea |
||||
Килевой код |
Модификация |
Эскадрилья |
Авиакрыло |
Авиабаза |
|||||
ЕС |
F-4B |
VMFA 531 |
MAG 16 |
Дананг, Вьетнам |
|||||
VF |
F-4B |
VMFA 115 |
MAG 13 |
Чу Лай, Вьетнам |
|||||
VW |
F-4B |
VMFA 314 |
MAG 13 |
Дананг, Вьетнам |
|||||
WS |
F-4B |
VMFA 323 |
MAG 13 |
Чу Лай, Вьетнам |
|||||
- |
F-4B |
VMFA 542 |
MAG 11 |
Дананг, Вьетнам |
Таблицу разработал А.В. Хаустов |
||||
AJ |
F-4J |
VMFA 333 |
CVW 8 |
USS CVA-66 America |
** F-4G — развитие палубного F-4B в дальнейшем под тем же обозначением в середине 70-х годов на базе F-4E был создан вариант Wild Weasel.
*Из них семнадцать МиГ-21 и девятнадцать МиГ-17 — на счету F-4; двадцать три МиГ-17 — на счету F-105.
** Из них три МиГ-21 и три МиГ-17 — на счету F-4; десять МиГ-17, причем, как минимум, один из них МиГ-17ПФ сбиты F-8 Crusaider; один МиГ-17 сбит штурмовиком А-4С Skyhawk.