Константин Ю.Косминков/ г.Жуковский Московской обл.
Фото из архивов АООТ им. А.С. Яковлева, ЦАГИ, ЛИИ и личных архивов автора, Г.Ф.Петрова, Д.В.Гринюка
Продолжая публикации о боевых самолетах второй мировой войны, предлагаем вашему вниманию серию статей, посвященных истребителю «Як», самому массовому в то время истребителю в советских ВВС. Изготовленные к концу войны в количестве более 36000 экз.* Як-1, Як-7, Як-9 и Як-3 оказали решающее влияние на ход воздушной войны на Восточном фронте.
Автор выражает благодарность Ю.В. Засыпкину, руководителю информационного отдела АООТ им. А.С. Яковлева, за неоценимую помощь в подготовке этой и последующих статей.
Як-1 с двигателем М-105ПА на лыжном шасси и шестью РС-82 на испытаниях в НИИ ВВС зимой 1941 г.
В начале 1939 г. в Кремле прошли два представительных совещания руководства страны с деятелями авиапромышленности и ВВС. В результате была принята и закреплена соответствующими государственными постановлениями беспрецедентная по своим масштабам программа полной модернизации советской авиапромышленности. В рамках этой программы ОКБ А.С.Яковлева в мае 1939 г. приступило к разработке своего первого истребителя И-26,родоначальника всех последующих поршневых одномоторных истребителей марки «Як».
Известно, что успех самолета в бою зависит прежде всего от степени соответствия основных тактико-технических требований, под которые он создавался, условиям его реального боевого применения. Представления о характере будущей войны, сложившиеся в СССР в первой половине 1939 г., предполагали, что авиация будет действовать главным образом на средних и больших высотах. Исходя из этого положения, формировались основные требования ВВС к самолетам нового поколения. В частности, И-26 задавалось выпустить в двух вариантах: с разрабатываемым в то время мотором жидкостного охлаждения М-106 (взлетная мощность 1200 л.с.) и с существующим мотором М-105 (1100 л.с), оборудованным двумя турбокомпрессорами ТК-2. По ТТЗ первый вариант И-26 должен был развивать скорость 620 км/ч на высоте 6 км, второй - 650 км/ч на высоте 8-10 км. Именно этими высотами и определялась оптимальная область боевого применения нового истребителя. Основной проблемой при проектировании И-26 явилось фактическое отсутствие двигателя М-106, разработка которого затягивалась. Сроки создания нового истребителя были поставлены очень жесткие и поэтому приняли нелегкое решение - использовать менее мощный и высотный, но уже выпускающийся мотор М-105П**. Позже, в конце 1939 г., когда советская авиационная делегация (куда входил и А.С.Яковлев), посетив Германию, ознакомилась с ее авиапромышленностью, стало ясно, что потенциальный противник по сути не вооружен высотными бомбардировщиками. Большой «потолок» для нового советского истребителя стал менее актуален, и двигатель М-105П представлялся уже вполне приемлемой силовой установкой.
Продувки Як-1 с убираемым лыжным шасси в ЦАГИ в аэродинамической трубе Т-101
* Около 60 % общего выпуска советских истребителей (прим. ред.) ** «П» - пушечный, т.е. конструкция допускает установку пушки в развале блока цилиндров.