Оглавление

В то время как первоначальный проект обсуждался Советом, Гудол и его бригада начали работать над этой и другими проблемами. Особое внимание придавалось уменьшению бортовой качки и заливаемости, в результате чего была выбрана метацентрическая высота в 0,610 - 0,762 м, ненамного меньше, чем метацентрическая высота крейсеров других типов. Корпус в поперечном сечении имел форму, близкую к прямоугольной. Кроме того, были установлены широкие скуловые кили. "Эти изменения было возможно произвести без ущерба доя остойчивости за счет замены топлива с угля и нефти исключительно на нефть, используя низкий центр тяжести топлива вместо высокого в полном грузу". Чтобы уменьшить забрызгиваемость носовых орудий, увеличили развал полубака и установили легкие щиты против брызг.

Измененный проект был представлен на рассмотрение в начале марта и возвращен Советом в конце этого же месяца с требованием дополнительных изменений. Скорректированный проект был представлен неделей позже, и в конце апреля были даны инструкции продолжить работу с избранным проектом.

Параллельно обсуждению Советом поданных проектов продолжались другие работы. Разрезы и планы помещений механизмов были посланы начальнику инженерно-механического управления для подготовки им размещения механизмов. После всестороннего обсуждения величины отсеков, весов, необходимых отверстий и т.д. стало возможно завершить спецификацию механизмов. Заказ механизмов раньше самого корабля был обычной практикой, так как на их изготовление до срока установки на корабль требовалось определенное время. Поэтому, заявки на механизмы "Arethusa" были поданы в конце мая 1912 года, то есть только через месяц после того, как Совет одобрил эскизный проект. Соответствующие чертежи были посланы для утверждения начальникам артиллерийского и электротехнического управлений. Эскиз, показывающий бронирование вместе с заявлением его весов, был послан начальнику отдела контрактных работ для заказа им брони. Для кораблей, которые должны были быть построены на казенных верфях, была составлена смета объемов поставки стальных листов и сортовой стали вместе с информацией по основным главным отливкам, посланная в отдел подрядов для того, чтобы было можно подать заявки.

В это время широко использовалось моделирование, для этой цели в штате управления военного кораблестроения было три квалифицированных модельных мастера. В случае типа "Arethusa" была сделана модель для Совета Адмиралтейства, в которой многие палубы поднимались так, чтобы без труда можно было увидеть устройство отсеков внутри корабля. Остальные модели были изготовлены для того, чтобы исследовать обводы и положение кронштейнов валов в кормовой части, а более поздняя модель показывала якорное устройство.

В результате проект крейсера, согласованный в общих чертах, в очень многом базировался на "Active", но был несколько больше, быстроходнее, работал на нефти и имел бортовое бронирование. Новые характеристики были такими, чтобы их можно было соединить в надежном корпусе. Обводы корпуса были испытаны в опытовом бассейне в Хасларе (Haslar), после чего ширина была уменьшена на 0,305 м. Однако сроки, назначенные для проектных работ, были так сжаты, что форма корпуса была определена раньше, чем в распоряжении проектантов появились полные результаты модельных испытаний. Форма корпуса была превосходной, но новый начальник управления военного кораблестроения Юстас Теннисон д'Ейнкоурт (Eustace Tennyson d'Eyncourt) смог ее значительно усовершенствовать на следующем типе "Caroline". Дальнейшими мерами для уменьшения требуемой мощности были следующие: начальник инженерно-механического управления сократил размер выступающих снаружи корпуса частей гребных валов до "предела, который он считал почти рискованным", а начальник управления военного кораблестроения сделал то же самое с кронштейнами гребных валов, которые были кованными вместо литых для того, чтобы можно было допустить более высокие напряжения.

Использование бронирования для обеспечения продольной прочности позволило значительно улучшить защиту корабля. Выступая в парламенте, Черчилль назвал крейсера типа "Arethusa" "легкими броненосными крейсерами" (light armoured cruisers), тем самым подчеркивая их поясную защиту. В то время они были самыми малыми британскими военными кораблями, имеющими вертикальное бронирование.

Совмещение защиты и прочности потребовало от конструкторов значительных усилий. Посередине корабля защита обеспечивалась бортовой обшивкой стальными листами суммарной толщиной 76 мм Главную палубу надеялись снабдить скосами, но высота котлов делала это невозможным. Были предложения изменить поясную защиту в оконечностях на палубные скосы, но из-за высоких напряжений это не было принято на данном типе. Корабли этого типа имели самое большое отношение длины к высоте борта по сравнению с любым крейсером или эсминцем этого периода. Использование большого полного запаса нефтяного топлива вынуждало помещать его к оконечностям, что приводило к перегибу, вызвавшему необычно большой изгибающий момент. Уаттс решил принять в качестве номинальных напряжений корпуса 6,5 тонн на квадратный дюйм при растяжении и 5,5 тонн на квадратный дюйм при сжатии. Ранние проработки включали попытку предусмотреть главную палубу между котлами и бортом (то есть отсутствие главной палубы там, где были котлы), которая не удалась, потому что нельзя было сделать надлежащего подкрепления. Тогда же также пытались изменить защиту на палубную в оконечностях. От этого в конце концов отказались вследствие излишнего веса, который был необходим, чтобы обеспечить непрерывность конструкции в переходном районе. Взамен было решено продолжить пояс толщиной в 50,8 мм до форштевня и кроме этого в корму. Первоначальное условие выполнения борта прямым в районе бронирования служило для того, чтобы избежать усложненного устройства в том месте, где заканчивался пояс и начиналась броневая палуба как носу, так и в корме. От него отказались, так как проект снова развивался в сторону улучшения обводов корпуса.

Окончательная схема защиты предусматривала внутренний слой стали высокого сопротивления толщиной 25,4 мм и внешний 50,8-мм слой стали высокого сопротивления вместо 50,8-мм никелевой стали, использовавшейся на более ранних типах крейсеров (листы из этой стали могли быть изготовлены только плоскими, что, следовательно, ухудшало обводы корпуса). Ширина и толщина защиты уменьшались к носу и корме - "толстая бортовая обшивка в носу была ценной в качестве меры обеспечения против вибрации корпуса в носовой части, которая могла возникнуть", а для борьбы с ней в противном случае потребовались бы переделки, требующие значительного веса. Она также предотвращала поступление воды от действия осколков, которое могло бы уменьшить скорость. Это устройство имело огромное преимущество, заключающееся в обеспечении защиты и вместе с тем конструктивной прочности: экономичное сочетание, которое дает успех в проекте небольшого корабля.

Оглавление