Оглавление

ИСТОРИЯ ПРОЕКТИРОВАНИЯ.

В конце 1911 года Черчиллем был учрежден Крейсерский комитет (Cruiser Committee) для исследования вопроса о создании достаточно быстроходного легкого крейсера. На нем определилось два основных направления развития. Во-первых, Черчилль имел в своем распоряжении базировавшийся на "Active" (самый последний скаут) проект, разработанный начальником управления военного кораблестроения. Исходные предложения предусматривали супер-"Active" в 3500 тонн (здесь и далее имеются в виду английские тонны) с нефтяным отоплением, обеспечивающим скорость в 30 узлов, вооруженный или десятью 102-мм орудиями, или двумя 152-мм и четырьмя 76-мм; последний вариант был изменен затем на два 152-мм и четыре 102-мм. Во-вторых, было сделано предложение, ратующее за создание супер-"Swift" ("Swift" - большой эскадренный миноносец, использовавшийся как лидер эсминцев) с шестью 102-мм орудиями и 40 узлами. Оно было энергично поддержано Фишером, возможно, что он даже был автором этого предложения. Во всяком случае Фишер не любил малые крейсера, придерживаясь мнения, что они быстро потеряют скорость при волнении на море, и, что еще хуже, будут "все быстро съедены броненосным крейсером подобно тому, как муравьед пожирает муравьев - помещает их на свой язык и слизывает одного за другим - и чем крупнее муравей, тем более спокойная у него улыбка, способствующая пищеварению". От супер-''Swift" отказались, однако. тогда у крейсера появился еще один конкурент в виде другой большой мечты Фишера - большой подводной лодки.

Черчилль, поддержанный адмиралом Джеллико (Jellicoe), выступал за постройку крейсеров типа супер-"Active", указывая на то, что они достаточно быстроходны и сильны, чтобы быть "истребителями эскадренных миноносцев" и что на этих кораблях предполагается продолжить установку броневых поясов, как на последних крейсерах типа "Town". Они твердо отстаивали эту свою точку зрения. Флагманы, командовавшие крейсерами, также отдали предпочтение такому быстроходному скауту. Помимо всего прочего, супер-''Active" должен был стоить всего лишь 285.000 фунтов стерлингов против 350.000 за "Dartmouth".

Также остро стоял вопрос о необходимом количестве крейсеров, подлежащих постройке. За несколько последних лет бюджет предусматривал постройку только четырех или пяти крейсеров каждый год. Этого количества было едва достаточно, чтобы выигрывать в состязании с немецким кораблестроением без учета гораздо более широких обязанностей британских крейсеров - положение у защищающегося в борьбе против нападающего всегда хуже, так как второй выбирает место и время атаки. Как раз в 1912 году Черчилль предложил "списать "Blonde" и два корабля типа "Dartmouth" и сдать их на слом, чтобы вместо них ввести в состав флота четыре супер-" Active". Но поскольку меморандум адмирала Трубриджа (Troubridge) обратил внимание на более невыгодное положение британского флота по сравнению с немецким, программа была увеличена до восьми кораблей как в 1912 году, так и в 1913 году. Эти 16 дополнительных легких крейсеров успели построить, как оказалось, как раз вовремя.

Таким образом, решили, что новый тип должен быть меньшим по величине и менее дорогим, чем последние крейсера второго класса, но в то же время достаточно большим, мореходным и мощно вооруженным, чтобы отразить нападение вражеского соединения эсминцев. Он также должен был быть достаточно быстроходным, чтобы догонять эсминцы во взволнованном море (в таких условиях скорость этих легких кораблей заметно падала) и иметь такую защиту и вооружение, чтобы корабль мог сражаться с немецкими легкими крейсерами. Скорость была установлена в 30 узлов, тогда как вооружение первоначально было определено в шесть 102-мм орудий и два торпедных аппарата при защите бортов крейсера в 76 мм.

Эти требования были переданы начальнику управления военного кораблестроения Филипу Уаттсу (Philip Watts) в начале января 1912 года для подготовки эскизного проекта. За эскизный и технический проект, конструкторское обеспечение при строительстве и эксплуатации кораблей отвечал крейсерский отдел управления. Такая организация дела давала, по мнению создателя "Arethusa" С.В. Гудола (S.V.Goodall) (о нем самом будет сказано ниже), следующие преимущества (например, над постановкой дела в Бюро строительства и ремонта военно-морского флота Соединенных Штатов):
а)  быстрое внедрение в новый проект опыта использования построенных кораблей;
б)  учет в проектной бригаде практики реализации решений, принятых при разработке проекта, так как инженер-проектировщик был обязан посещать корабли как при их постройке, так и во время испытаний и службы на флоте;
в) заинтересованность отдела управления в результатах своей работы, не последнюю роль здесь играли моральные стимулы: стремились к тому, чтобы любой созданный им корабль стал бы знаменитым;
г)  легкий доступ ко всей информации по любому классу корабля, что давало возможность очень быстро разрабатывать новые проекты;
д)  за результаты работы была четкая ответственность, ее нельзя было переложить на кого-либо.

Уаттс назначил ответственными за проект инженеров У.Г. Уайтинга (W.H.Whiting) и У. Берри (W.Berry) (позднее он стал начальником управления военного кораблестроения), подчинив второго первому. Руководителем проектной бригады они выбрали С. Гудола, инженера-кораблестроителя, только пять лет назад закончившего колледж, но уже считавшегося незаурядным человеком. Впоследствии в 1936-1944 годах он стал начальником управления военного кораблестроения.

Составление эскизного проекта крейсера в 1912 году заняло всего лишь два дня, в течение которых в первом приближении были выполнены расчеты для получения главных размерений и требуемой мощности. Консультации начальника инженерно-механического управления гарантировали получение мощности в пределах веса и объема, назначенных на механизмы.

Этот эскизный проект послужил исходным пунктом для дальнейшего обсуждения, прошедшего в Совете Адмиралтейства. Особенно большие споры вызвало вооружение крейсера. В конечном итоге было решено дать этим кораблям два 152-мм и шесть 102-мм орудий, а два двойных торпедных аппарата разместить на верхней палубе. Некоторое беспокойство вызывал выбор 152-мм орудий. По имевшемуся опыту было известно, что при быстрых и резких движениях корабля, которые можно было ожидать от таких небольших крейсеров, вручную производить заряжание тяжелым 45,4-килограммовым снарядом очень трудно.

Оглавление