Оглавление

ЛИДЕРЫ ФЛОТИЛИЙ ЭСКАДРЕННЫХ МИНОНОСЦЕВ

В 1917 году военно-морское командование потребовало от технических служб флота создания проекта 1600-тонных лидеров эсминцев. Вскоре морякам на рассмотрение были предложены четыре альтернативных варианта, однако, к сожалению, данных о них имеется весьма немного. Достаточно достоверные сведения имеются только о проекте, предложенном венгерской фирмой "Ganz-Danubius" из Fiume (теперь Rijeka). Согласно имеющейся информации, корабли в готовом виде получили бы следующие технические характеристики:

Водоизмещение:

Стандартное: Корабль в состоянии полной готовности для испытаний на мерной миле, без топлива, боезапас 50% от  штатного

1271,5 ts

С 50% запасами топлива и 50% боезапасом

1615,0 ts

С 50% запасами топлива и штатным боезапасом

1915,0 ts

С полным запасом топлива и штатным боезапасом

2093,0 ts

Длина

109,6 м (360 ft)

Ширина

9 ,4 м (31,5 ft)

Осадка

3,0 м (10,0 ft)

Вооружение:

Четыре 4,7" (120 мм) или два 5,9" (150 мм) орудия

 

Четыре 21" (533 мм) торпедных трубы

 

Механизмы:

Паровые турбины мощностью .......

41000 SHP

Шесть нефтяных котлов

Скорость:

максимальная (1/2 запаса топлива)

37,5 узлов

полная (100 % топлива)

34 узла

Расход топлива за 16 ходовых часов при мощности механизмов 36.000 SHP

341 т

ВЕСОВЫЕ НАГРУЗКИ

Стандартное водоизмещение (без топлива)

Полное водоизмещение (100% топлива)

Нагрузка

Вес

%

Вес

%

Корпус

481,9 ts

37,8%

23,0%

Вооружение

56,4 ts

4,4%

?

Механизмы

614,0 ts

48,3%

29,3%

Топливо

731 ts

34,9%

Снабжение

109,3 ts

8,7%

5,3%

Запас веса

10,0 ts

0,8%

0,5%

ВСЕГО

1271,5 ts

100,0%

2093 ts

100,0%

По проекту корпус делился на водонепроницаемые отсеки девятнадцатью переборками. Плавучесть обеспечивалась при затоплении двух любых  смежных отсеков.

Полный запас топлива эсминцев этого проекта составлял 731 тонну, что являлось уже довольно большой величиной для подобного корабля. Помимо этого лидеры должны были принимать дополнительные 254 тонны в нижние отсеки двойного дна. В итоге наибольший запас топлива  в 985 тонн оказался одним из наибольших для кораблей подобного водоизмещения. Значительный запас топлива объяснялся результатами обобщения боевого опыта, полученного австро-венгерским флотом в ходе войны. Как оказалось, легкие австрийские корабли имели сравнительно небольшой радиус действия, что создавало большие трудности при их действии вне Адриатики - в водах Средиземного моря.

НОВЫЕ ПРОЕКТЫ ЭСМИНЦЕВ ВОЕННОГО ВРЕМЕНИ

К настоящему времени довольно трудно определить этапность и содержание работ по проектированию австро-венгерских кораблей в годы войны. Это связано с тем, что многие документы были захвачены в Поле итальянцами и после войны в качестве трофейных перекочевали в архивы Италии. Оставшиеся а распоряжении Австрии документы содержат только отрывочную, а иногда и противоречивую информацию, и не создают полной картины, из-за чего во многих вопросах имеет место некоторая неразбериха - в частности, по вопросам проектирования эсминцев в 1917 году. Можно допустить, что если бы итальянское правительство согласилось бы на поисковые работы в архивах, то многие неизвестные места были бы восполнены.

Тем не менее, даже имеющиеся документы позволяют уверенно заявить, что военно-морской Технический Комитет в 1917 году вел проектирование новых миноносных кораблей, строительство которых могло быть завершено в короткий срок - из-за острой потребности в таких кораблях. В одном из документов Технического Комитета 8 1917 году говорилось:

"В соответствии с принятым у нас принципом, что нашему флоту необходимы только самые лучшие корабли, и что наш флот должен восполнять недостающее количество качественными кораблями, а также учитывая то, что нам неизвестны характеристики кораблей, которые создаются у наших противников, мы должны аннулировать наши предполагаемые новые заказы, которые к моменту готовности технически могут оказаться не превосходящими противника. В связи с этим Комитет предлагает следующие замены:
8 эсминцев в 1900 тонн (конструктивное водоизмещение) и 12 больших миноносцев в 1000 тонн,
или
 20 больших миноносцев в 1000 тонн.

Кроме того, как это нам представляется, совершенно необходимо иметь корабли меньшего размера, годные для службы у побережья, поэтому мы предлагаем дополнительно построить мореходные тральщики водоизмещением 330 тонн и со скоростью 18 узлов." (*)


* По устоявшейся традиции, а также по причинам внутренней политики, при строительстве новых военных кораблей в Австро-Венгрии всегда должны были назваться суда, устаревшие или уже исключенные из списков флота, которые будут заменены во флоте новыми кораблями. В случае, если к постройке принята новая единица (в частности миноносец), то она должна заменить старые небольшие миноносцы постройки конца XIX-го столетии. Термин миноносец ("torpedoboot"), примененный к кораблям водоизмещением 1000 тонн, нехарактерен для австро-венгерского флота. Здесь явно прослеживается влияние германского флота. Фактически же, в австрийском флоте в класс миноносцев причислялись небольшие корабли водоизмещением от 100 до 250 тонн.

Оглавление